Когда начинать волноваться при задержке речи?

Вопрос о речи встает в той или иной мере у большинства родителей. Надо понимать, что фразу “ребенок не говорит” люди воспринимают совершенно по-разному, поэтому не ориентируйтесь на других детей когда хотите оценить развитие речи. Есть общепринятые нормы, о которых мы сейчас и поговорим.

Что нужно знать про появление и развитие речи у детей?

  1. Существуют современные нормы развития речи и появления слов и предложений, и отклонения от этих норм должны Вас насторожить даже если соседская девочка говорила в этом возрасте еще хуже, а потом у нее было все хорошо.
  2. Помимо речевого развития необходимо оценить также и другие параметры в сфере коммуникации:
    1. понимание речи;
    2. общение жестами;
    3. способность строить игру;
    4. эмоции;
  3. Речь можно и нужно развивать. Профессионально этим должен заниматься логопед (не зависимо от возраста ребенка и степени владения им речью), но самостоятельно это могут делать родители.
  4. Задержка речи может быть проявлением большого количества заболеваний, в том числе аутизма, расстройствами аутистического спектра, нарушений слуха, и других психоневрологических расстройств (кинестетическая апраксия, афазия, ринолалия и различного типа дизатрии и дислексии, моторная, сенсорная или комбинированная алалия).
  5. Задержка речи влияет на общее развитие, на развитие интеллекта и эмоциональной сферы и чем позже происходит коррекция речи, тем меньше возможностей для саморазвития у Вашего ребенка. Становление речи у ребенка напрямую взаимосвязано с интеллектом, степенью социальной адаптации, эмоциональностью, социоэкономическим статусом, отзывчивостью и речью взрослого человека [источник, еще и еще].

Нормальное развитие речи.

Речь – это способ коммуникации ребенка с нами.

  1. 0-3 месяцев. Первая коммуникация ребенка с мамой происходит через взгляд: ребенок смотрит на маму- мама реагирует на него. Далее коммуникация происходит через улыбку: ребенок улыбается- мама улыбается в ответ. Далее ребенок гулит – мама отвечает ему и реагирует. Основной способ общения ребенка с мамой – это крик и плач: ребенок плачет- мама реагирует.
  2. 3-6 месяцев. Примерно с 3 месяцев ребенок начинает гулить: ааа, гууу, гыыы, гэээ и т.д. Ребенку важно слышать как мама повторяет за ним или еще лучше — пропевает эти слоги.
  3. 6-12 месяцев. В 6 месяцев ребенок запоминает свое имя и может узнать знакомые звуки (например, лай собаки или звон ключей при открытии двери). Ребенок начинает активно лепетать и повторять слоги: дада, мама, тата, баба. Эти фразы одинаковы на всех языках мира. Повторяйте и реагируйте на эти слоги ребенка.
  4. 12-15 месяцев. В определенный момент весь коммуникативный опыт, полученный ребенком на первом году жизни позволяет ему понимать слова, обращенные к нему и помогает начать речевое развитие для общения с окружающими.
    1. В этот период ребенок начинает произносить свои первые слова (10 и более слов)
    2. может повторять мелодию или песню за Вами
    3. имитирует звуки животных
    4. понимает простые просьбы
    5. играет в “ку-ку”, показывает на нужный предмет, показывает на простых животных и части тела на себе и на окружающих предметах\людях.
    6. ребенок понимает гораздо больше слов, чем он произносит.
  5. 18-24 месяцев. Словарный запас начинает расти с огромной скоростью.
    1. появляются фразы с двумя словами (“мама иди”, “ляля бах”, “кушать нет”)
    2. дети начинают использовать слова в своих ролевых играх (например, во время кормления куклы или игр с собачкой)
    3. появляются простые вопросы (“ляля где?”, “идем куда”)
  6. 24 и более месяцев. К двум — трем годам ребенок:
    1. говорит предложениями
    2. в речи появляется вопрос “почему” и “как”
    3. общается и разговаривает с другими детьми. Крайне важно объяснять ребенку, что именно при помощи речи он может решать все вохникающие конфликты и проблемы с другими детьми.
  7. К 4м годам ребенок
    1. начинает говорить сложными предложениями
    2. комбинирует 4 и более слова
    3. понимает сложные конструкции речи, обращенные к нему
    4. дети поют, разговаривают эмоционально
  8. К 5ти годам
    1. словарный запас ребенка превышает 2000 слов
    2. ребенок понимает более 10 000 слов
    3. знают свое имя и фамилию, могут запомнить свои адрес и номер телефона
    4. ребенок может рассказать историю с выраженным началом, комбинацией и концовкой
    5. ребенок задает множество вопросов о природе и жизни
    6. уделяйте время для разговоров с ребенком, терпеливо отвечайте на его вопросы и внимательно выслушивайте его речь. Исследования говорят о том, что речь взрослого напрямую взаимосвязана с развитием речью ребенка.

Итак, в каких случаях необходимо начать волноваться при задержке речевого развития?

  1. ребенок говорит меньше слов, чем положено по нормам речевого развития
    1. в 4 месяца не реагирует на обращенную к нему речь взрослого и не узнает маму;
    2. в 6-9 месяцев не произносит слоги дадада-мамама-бабаба;
    3. к 18 месяцам не говорит простых слов и не понимает просьб;
    4. в 2,5года не строит предложения и знает менее 20 слов;
    5. к 3 годам не строит фразы самостоятельно, а лишь повторяет фразы взрослых)
  2. ребенок отстает в развитии по другим параметрам помимо речевого развития, в том числе, при нарушении моторного развития
  3. ребенок не использует аналоги речи (жесты, звуки). Это называется невербальным общением и особенно часто бывает в случаях, если родители хорошо понимают ребенка. Если ребенок не говорит, то он должен использовать невербальный язык вместо речи: указывать пальцем, рукой или взглядом на желаемый предмет, кивать или мотать головой вместо того чтобы говорить “да” и “нет”. Насторожить Вас должно отсутствие невербального языка при отсутствии речи.
  4. ребенок не понимает обращенную к нему речь, понимает ее выборочно, не реагирует на обращенную к нему речь и просьбы.
  5. речь ребенка не совсем адекватная: ребенок не использует слова по назначению, ребенок повторяет одни и те же любимые цитаты из мультиков или фильмов,
  6. у ребенка нет интонации, нет возгласов, визгов, восхищенных и удивленных вздохов. В норме у детей даже плач по-разному звучит.
  7. если эмоции у ребенка скудны, и мимические изменения минимальны, если ребенок не улыбается, не проявляет любопытство или удивление, совхищение,
  8. если ребенок не смотрит или не проводит взглядом близких людей.
  9. Если ребенок играет в игрушки необычным способом, не может играть со сверстниками, не хочет чтобы взрослый играл с ним
  10. Если у ребенка с задержкой речи нарушен сон
  11. если ребенок с задержкой речи не умеет жевать твердую пищу и давится ею.
  12. Если происходит регресс словарного запаса по сравнению с тем что было раньше

 

Что нужно делать если у ребенка выявлено нарушение речи? В первую очередь нужно удостовериться, что ребенок здоров с точки зрения неврологии и психиатрии.

  1. Необходимо проверить слух
  2. 3. Необходима консультация специалиста, который занимается развитием детей, хорошо представляет себе нормы развития детей и возможные отклонения от нормы (таким специалистом может быть невролог, психиатр, психолог, логопед)
  3. при необходимости сделать ЭЭГ, исследование сосудов головного мозга, МРТ и КТ головного мозга.

 

Если ребенок здоров, то как можно помочь ему развить речь?

  1. Стимулировать общение ребенка со сверстниками, отдать ребенка на развивающие занятия где не будет пониающего родителя, в секции где есть командные игры, почаще стараться оставлять его одного с другими детьми. Научите ребенка комуницировать с другими: меняться предметами, гладить если другой упал, делиться печеньками и т.д.
  2. В играх дома покажите ребенку как играть в ролевые игры, как катать машинку, как причесывать куклу, кормить животных и т.д.
  3. Заниматься развитием речи. Большинство логопедов считают, что они должны заниматься только артикуляцией и не беруться заниматься с детьми до 4-5 лет. Однако, есть очень много того, что Вы можете сделать с ребенком гораздо раньше. Если Вы не можете найти профессионального логопеда, который занимается не только артикуляцией, но и развитием речи, то нужно начинать заниматься с ребенком как можно раньше самостоятельно. Это может включать в себя:
    1. дыхательную гимнастику (надувать шарик, задувать свечку, выдувать мыльные пузыри, надувать щеки, свистеть с свисток, дуть в дудочку, пускать пузыри в воду, дуть через трубочку в стаканчик, дахание через нос, медленное выдыхание с полузакрытым ртом, задержка воздуха на несколько секунд и т.д.)
    2. языковую гимнастику (предлагать ребенку языком дотронуться до верхней\нижней губы, до уголков рта, свернуть язык в трубочку, высынуть язычок, облизат губы и зубы, вытягивание губ в трубочку и т.д.)
    3. занятия по альбому развития речи. Сейчас много всяких пособий, они очень удобные и четкие.
    4. перестать понимать ребенка если он изъясняется жестами. Пытаться вынудить ребенка говорить с Вами словами.
    5. начинать общение с ребенком с упрощенных слов типа биби, баба, мама, ав-ав и т.д. (звукоподражание и облегченные фразы), особенно сделать акцент на облегченных глаголах (кач-кач, бабах, куп-куп, баю-бай, прыг, бух, биби, туту и т.д.).
    6. когда ребенок освоил упрощенные слова, желательно прекращать их использовать и говорить правильно, но продолжать понимать искаженные слова ребенка
    7. произносить правильно все звуки в слове (не говорить ты мой «холёсый» вместо «хороший»), не сюсюкаться с ребенком
    8. побольше говорить с ребенком, комментировать все подряд, все ваши и его действия
  4. пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, массаж пальцев рук.
  5. развитие мелкой моторики, пинцетного захвата (предлагать ребенку сортировать мелкие предметы, втыкать зубочистки в пластилин, проталкивать пальчиком предметы в отверстия и т.д.), игры со шнуровкой, сенсорной развитие (сенсорные коробки), мелкие сортеры (важно знать, что при сортировке предметов ребенок должен с усилием просовывать предмет в отверстие). Все вышеперечисленное должно быть в игровой форме.
  6. предлагать ребенку твердую пищу как можно раньше, чтобы ребенок научился сортировать язычком пищу во рту, это также влияет на развитие речи.
  7. исключить планшет, компьютер и телевизор (большой обзор по влиянию “экрана” на ребенка я написала ЗДЕСЬ; в нем говориться о том, что доказано, что просмотр телевизора замедляет развитие речи; это происходит за счет того, что во время просмотра мультфильма или фильма у ребенка не возникает потребность использовать активную речь с целью коммуникации)
  8. Прочитать литературу на тему развития речи, например:
    1. книги “Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет”, Елена Янушко. Елена Янушко также ведет вот этот сайт и  вот этот .
    2. кроме того, можно почитать об опыте мамы ребенка с аутизмом ЗДЕСЬ
    3. вся информация о детях с аутизмом с понятными картинками есть вот на этом сайте  , здесь же есть очень важный онлайн тест для раннего выявления аутизма для родителей

 

И последнее: любите ребенка таким, какой он есть и помогайте ему, каким бы он не был. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Просто примите его таким какой он есть.