Крепкий сон очень важен для нормального роста, для нормального психического развития, роста головного мозга и нормальной секреции гормонов.
Нормы сна за сутки указаны в табличке:
Что нужно знать про детский сон?
- До 2.5-3 месяцев сон ребенка большей частью состоит из активного поверхностного сна, из которого он легко просыпается в случае, если голоден или испытывает какой-то дискомфорт. При этом, если ему комфортно, его бывает довольно сложно разбудить шумом, речью и даже прикосновениями. Однако, после 3-месяцев дети становятся более требовательны к окружающей обстановке во время сна
- у детей на первом месяце жизни активная фаза занимает примерно 80% сна, к 4 месяцам уже 40%, к 3 годам- 30%: в активную фазу сна ребенок двигается во сне и может разбудить себя сам движениями рук или вздрагиваниями
- на важных этапах развития малыша: в возрасте 14-17 недель, около 7-10 месяцев (в тот момент, когда он начинает вставать, садиться, ползать), и особенно, когда он начинает делать первые шаги (около года) и говорить (в 1,5 – 2 года) может происходить т.н. «регресс сна» – временное (от 2 до 6 недель) нарушение сна. Сон ребенка, который раньше хорошо спал, внезапно портится — это касается и прерывистого и короткого ночного сна, и проблем с дневным сном
- Учитывая особенности физиологии детского сна, начиная я 5-6 месяцев почти каждый ребенок может заснуть самостоятельно и спать всю ночь
- К 9-12 месяцам ребенок перерастает физиологическую потребность в ночном кормлении и с этого возраста можно пробовать плавно отучать ребенка проспаться ночью чтобы поесть (отвлекать, уменьшать время кормления грудью, снижать объем смеси в бутылочки).
- Дети не могут «доспать» утром недостающие часы: с 3х месяцев и до 5-6 лет дети просыпаются согласно своим биологическим часам независимо от того во сколько они заснули ночью, а иногда даже ситуация обратная: чем позже ребенок лег, тем раньше он просыпается), а недосып у них накапливается и такие дети будут хуже спать и следующим днем.
- У детей с хроническим детским недосыпом чаще отмечается ожирение, синдром гиперактивности и дефицита внимания
- лучшее для абсолютного большинства детей время для отхода ко сну согласно биоритмам – с 19 до 20:30 (отклонения крайне редки и не больше, чем на час)
- Если ребенок ложиться позже 21 часа, то у него нарушится и замедляется выработка мелатонина – гормона сна, и происходит выброс кортизола, как результат – ребенку сложнее заснуть, он будет чаще просыпаться ночью. У мелатонина ооочень много важных функций, в т.ч., участвует в работе имунной системы, регулирует артериальное давление, участвует в обновлении клеток, усиливает антиоксидантную защиту, регулирует функционирование кишечного тракта, влияет на рост и развитие клеток мозга.
- Потребность в количестве сна летом не изменяется, несмотря на изменение светового дня: необходимо соблюдать летом тот же режим, что и зимой
- Дети не могут нормально заснуть если они перевозбудились: необходимо четко отслеживать время бодрствования и начинать укладывать ребенка исходя из возрастных и индивидуальных норм бодрствования
- Детям до 3 лет дневной сон обязателен. После трех лет желательно организовать детям «тихий час»: время чтения, спокойных игр и занятий
- Нарушения сна возникают у почти 25-30% детей в возрасте от 1 до 5 лет.
Признаками дефицита сна могут быть:
- Дневная гиперактивность, утомляемость, чрезмерная привязанность к маме, рассеянность, капризность, раздражительность и другие дневные расстройства
- Ребенок каждый раз засыпает в машине
- Ребенка приходится будить каждое утро (не просыпается сам)
- В течение дня ребенок капризный и раздражительный
- Ребенок часто встает до 6 утра
- Иногда ребенок засыпает в ночь намного раньше, чем обычно
Как правильно организовать детский сон?
- Ребенок должен научиться засыпать самостоятельно: тогда он, проснувшись ночью может сам заснуть;
- Для самостоятельного засыпания необходима примерно следующая последовательность действий:
- вводить ритуалы сна (ритуал должен быть коротким и позитивным, настраивать ребенка на засыпание, завершаться в постели в присутствии родителя: стишок, песенка, мелодия, мягкая игрушка, определенная последовательность действий, поглаживание по голове и т.д.) и продолжать установленный режим укладывания. Ритуалы можно начать вводить с самого рождения, а можно даже и до рождения (например, слушать определенную мелодию во время сна).
- постепенно разделять кормление (грудью или смесью) и засыпание, оставляя при этом введенные ритуалы
- перекладывать ребенка в свою кроватку сонным, но не спящим
- не уходить из комнаты, а быть рядом с ребенком чтобы ребенок был спокоен
- постепенно уходить из поля зрения ребенка по мере установления самостоятельного засыпания
- Выделяйте примерно 30 минут перед сном на подготовку ко сну. В этот период все активные игры прекращаются и начинается спокойная ежедневно повторяющаяся подготовка ко сну.
- ребенок должен спать без движения и тряски (не в коляске и машине);
- укладывать спать ребенка и днем и ночью нужно в свою кроватку, до 20:30 вечера, в темноте и тишине. При свете нарушается выработка гормона сна – мелатонина.
- Переутомление в течение дня или хронический недосып ухудшают качество сна: если ребенок не высыпается, необходимо постепенно начать укладывать его раньше, сдвигая время на 10-15 минут в день.
- При 2-дневном сне первый сон должен начаться до 12, второй до 16:00 часов, а между последним дневным сном и ночным сном должно пройти не менее 4 часов
- Соска может стать одной из неправильных и вредных привычек на ночь, однако, она является действенным помощником в период приучения к засыпанию без груди или бутылочки.
- Для нормального крепкого сна необходимо правильно организовать режим дня, последовательность кормлений и бодрствования, а также обеспечить ребенку достаточную физическую активность в течение дня.
- Решение о совместном сне принимают оба родителя, однако он должен быть с соблюдением всех правил безопасности
- При совместном сне самостоятельное укладывание организовать сложнее, но тоже возможно. Возможен частичный совместный сон (ребенок засыпает у себя в кроватке, мама ночью забирает ребенка к себе). При совместном сне необходимо соблюдать все правила безопасного сна.
Правило безопасного сна при совместном сне:
- Оба родителя поддерживают совместный сон
- Матрас: жесткий, ровный, простыня хорошо натянута и закреплена
- Одеяло не тяжелое, лишних подушек нет
- Кровать прочная, ребенок не упадет с нее (ребенок спит у стены или у кровати есть бортик)
- Родители спят в одежде без лент и шнурков, без украшенийи цепочек, длинные волосы убраны
- Ребенок не спит под вашим одеялком, а либо спит под своим легким одеялом, либо спит без одеяла (можно использовать теплую пижаму или спальный мешок)
- Малыш спит со стороны мамы (мам лучше чувствует малыша)
- Совместный сон не допустим с родителем, который выпил алкоголь или принял сильнодействующее лекарство
- Совместный сон не желателен если родителей ожирение
- Всегда используйте радио\видеоняню если Вы оставляете малыша во взрослой кровати одного
Можно разделить проблемы, связанные с нарушением сна на три большие группы: поведенческие причины, педиатрические и неврологические проблемы.
Поведенческие проблемы.
Поведенческие проблемы включают в себя нарушение ассоциаций засыпаний и нарушенная гигиена сна.
Наиболее частая и распространенная поведенческая причина нарушения детского сна – это нарушения укладываний и нарушение ассоциации засыпания: укладывание на руках, укачивание, укладывание на фитболе, засыпание с родителями или засыпание во время кормления (грудью или с бутылочкой). Тогда ребенок, проснувшись ночью в фазу поверхностного сна не может заснуть самостоятельно и требует повторения тех же условий, в которых он привык засыпать (например, родителям приходится по многу раз за ночь подходить к ребенку, давать ему бутылочку и укачивать, хотя ребенок вполне уже способен спать всю ночь и без ночных кормлений). Самостоятельное укладывание, соблюдение ритуалов укладывания, сон в одной и той же привычной обстановке, не в движении, соблюдение правильного режима дня и раннее введение ритуалов сна является обязательным условием крепкого сна.
Так называемая гигиена сна должна включать в себя:
- Температура воздуха в комнате, где спит ребенок должна быть 20-22 С
- Важно убедиться, что ребенок во сне не перегревается. Допустимо использовать кондиционер, но поток воздуха должен быть минимальным и быть направленным на потолок.
- Свет приглушен и в комнате тихо. При необходимости (когда в комнате все равно громко или из окон шум) можно использовать устройства, воспроизводящие «белый» (монотонный) шум
- Рядом с ребенком его любимая игрушка
- В кроватке нет подушки, а одеялко совсем легкое (летом одеяло можно заменить на простынку).
- В кроватке ребенок должен спать, не разрешайте ребенку играть в кроватке
- Вечером не должно быть активных шумных игр
- Следите за признаками усталости у ребенка: дети, которые хотят спать трут глазки, их движения замедляются, они становятся капризными и раздражительными
Помимо поведенческих проблем, существуют также педиатрические и неврологические проблемы, которые также могут приводить к нарушению сна.
Если это не начало острого заболевания, от которого просыпается ребенок (а в период острого инфекционного заболевания нарушенный сон – это нормально), а короткий рваный сон и частые ночные пробуждения –это скорее нормально для Вашего ребенка, то Ваш педиатр должен в первую очередь исключить:
- Нарушение сна вследствие младенческих колик. Наиболее часто они возникают в период с 1 до 4 месяцев, ребенок поел и засыпает, однако вскоре просыпается и плачет без видимой для родителей причины, поджимает ножки, живот вздут, может отмечаться частый жидкий стул, ребенка невозможно успокоить или отвлечь, облегчение состояния происходит после дефекации или постановки газоотводной трубочки.
- Нарушение сна вследствие рахита. Признаки рахита могут развиваться уже на 2 месяце жизни и помимо нарушения сна (короткий рваный сон по 40 минут) проявляются: сниженным тонусом, повышенной потливостью ладоней, стоп и головы, протертыми волосиками на затылке, деформацией костей черепа (уплощенный затылок, выраженные лобные доли) и ребер (воронкообразная или куриная грудь, борозда на нижней границе грудной клетки), искривление повоночника, размягченными краями родничка, плаксивостью, раздражительность, задержкой прорезывания зубов и задержка физического развития, запоры.
- Голодный ребенок не может нормально и крепко спать. Необходимо правильно организовать режим чтобы перед сном ребенок с аппетитом и крепко поел; кроме того, для детей, которые находятся на искусственном вскармливании можно рекомендовать специальные молочные смеси на ночь (Nestlé, «Фрисолак Ночная формула», Nestogen 2 «Счастливых снов», Friesland Campina; и другие), они содержат «сложные углеводы», более питательные и медленнее всасываются. Ночные кормления также могут быть причиной недоедания в дневное время.
- Аллергические заболевания: зуд при атопическом дерматите может быть довольно выраженным и приводить к нарушению сна.
- При цистите: мочеиспускания при цистите будут болезненными и частыми, и могут приводить к частому пробуждению ребенка; поэтому при исключении всех прочих причин нарушения сна необходимо сдать общий анализ мочи ребенка.
- Ребенок может спать беспокойно в период прорезывания зубов и в период освоения новых физических навыков (в период, когда он начинает ползать\сидеть\ходить)
- В более старшем возрасте при аденоидите может отмечаться постоянное подтекание слизи из аденоидных миндалин по задней стенке глотки, это вызывает приступы кашля и приводит к пробуждению ребенка.
- Синдром обструктивного апноэ сна детей (1 и более за час эпизод остановки дыхания во сне более чем на 10 секунд, сопровождающиеся предварительной серией глубоких вдохов с храпом; чаще выявляются среди детей с аномалией челюстно-лицевой области, при гипертрофии аденоидных и небных миндалин, ожирении).
Также есть неврологические проблемы нарушения сна, с ними нужно обращаться к неврологу или психологу:
- Неврозах и ночных страхах
- Снохождение и сноговорение
- кошмары
- ночной энурез
- нарколепсия (внезапное засыпание)
О моем опыте самостоятельного засыпания с писала ТУТ, но вкратце напомню этапы приучения к самостоятельному сну.
Этапы приучения к мягкому самостоятельному засыпанию:
- Исключение всех медицинских причин нарушения сна
- Соблюдение и коррекция всех поведенческих причин сна
- Введение ежедневных ритуалов сна
- При наличии вредных привычек сна — постепенный уход от них с сохранением уже введенных ритуалов сна:
- При наличии привычки засыпать на руках — все меньшее число укачивающих движений, потом все более и более раннее перекладывание в кроватку.
- Постепенное разделение засыпания и еды (груди или смеси) на фоне сохранения уже введенных ритуалов сна (на первом этапе допустима замена груди или бутылочки соской)
- Постепенное физическое отдаление родителя от ребенка
- Постепенно отучение от ночных просыпаний: замена водичкой смеси и кормления грудью
Будьте здоровы!
Врач-педиатр, неонатолог, кандидат медицинских наук и мама, Левадная Анна.
Текст написан с консультативной помощью команды профессиональных консультантов по детскому сну «Спи, малыш» spimalysh.ru. «Спи, малыш» представляет в России авторскую Методику Мягкого приучения ко Сну (Gentle Sleep Coach), которая была разработана одним из ведущих консультантов по вопросам детского сна в мире Ким Вест The Sleep Lady (TM).
https://umedp.ru/articles/narusheniya_sna_v_detskom_vozraste_prichiny_i_sovremennaya_terapiya.html