10 фактов о детском мозг

  • Основные структуры мозга формируются еще до рождения. На 4-й недели у плода образуется до 250 000 новых нервных клеток каждую минуту!
  • Мозг эмбриона как бы “плавает в гормонах”: дети, чьи матери испытывали стресс во время беременности более склонны к агрессивному поведению и менее стрессоустойчивы.
  • Материнский голос оказывает важнейшее влияние на развитие эмоциональных и познавательных способностей ребенка даже до его рождения
  • Все дети рождаются как бы «преждевременно»: из-за больших размеров головы, мы вынуждены рождаться с неподготовленным для жизни мозгом. Зато это дает нам неограниченные возможности в развитии и обучении!
  • Основной потенциал созревания детского мозга приходится на первые 3 года жизни; в первые 3 года мозг растет быстрее, чем любой другой орган тела.
  • Каждую секунду в мозге малышей образуется свыше 2 млн. новых связей. Взрослея, мы их теряем, но оставшиеся становятся прочнее и качественнее
  • При рождении мозг составляет уже ⅓ от взрослого объема. В мозге новорожденного вдвое больше нервных клеток, чем у взрослого.
  • В результате стремительного развития детский мозг потребляет 60% всей энергии по сравнению с 25% у взрослого
  • Мозг ребенка “готов к речи” задолго до первого слова. Активность речевых зон есть уже у 7-месячных младенцев
  • У детей-билингвов (говорящих на 2-х и более языках) лучше развиваются интеллектуальные функции и внимание в будущем
  • Мозг развивается лучше, если рядом с новорожденным постоянно присутствует мать. Прикосновения и спокойная речь делает детей эмоционально стабильнее.
  • Детский мозг “идентифицирует” аромат своей мамы, в её присутствии выделяются гормоны радости (особенности при грудном вскармливании)
  • Мозг — очень пластичный орган. Это позволяет нам учиться новому всю жизнь, но пластичность снижается с возрастом
  • Поврежденные нервные клетки не восстанавливаются, НО вместо них появляются новые, причем на протяжении всей жизни.

Прочных и надежных вам нервных связей

Ссылки на литературные источники

  1. https://www.washington.edu/news/2014/07/14/months-before-their-first-words-babies-brains-rehearse-speech-mechanics/
  2. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3647884/
  3. Luby JL, Barch DM, Belden A, Gaffrey MS, Tillman R, Babb C, Nishino T, Suzuki H, Botteron KN. Maternal support in early childhood predicts larger hippocampal volumes at school age. Proceedings of the National Academy of Sciences Early Edition, Jan. 30, 2012. www.pnas.org/cgi/doi/10.1073/pnas.1118003109
  4. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2865952/
  5. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2883123/
  6. https://www.pbs.org/wnet/brain/episode1/
  7. https://www.acnp.org/g4/gn401000064/ch064.html
  8. https://blogs.scientificamerican.com/observations/why-humans-give-birth-to-helpless-babies/
  9. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/9570031
  10. https://www.inforefuge.com/science-of-smell-mother-infant-bonding
  11. https://www.urbanchildinstitute.org/why-0-3/baby-and-brain; Bianconi E., Piovesan A., Facchin F., Beraudi A., Casadei R., Frabetti F. & Canaider S. An estimation of the number of cells in the human body // Annals of Human Biology, 2013
  12. Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию. – М. : МПСИ: Флинта, 2007. — 67 стр.

Психофизиолог Вячеслав Лебедев