О навыках детей к году, к 1г3м и к 1,5 годам я уже писала; теперь об умениях и навыках в два года.
1️. Крупная моторика:
- Ходит по невысокому бруску высотой и шириной 15-20 см.
- Поднимается и спускается самостоятельно по лестнице (ставит одну ногу на каждую ступеньку)
- Пытается стоять на одной ноге.
- Перешагивает препятствия высотой 15 см чередующимся шагом.
- Сидя на 3-колесном велосипеде, крутит педали, отталкивается от земли при езде на беговеле\каталке
- Умеет кататься на 3-колесном самокате
- Прыгает на месте на двух ногах
- Может стоять на одной ноге секунду
- Бьет мяч ногой
- Танцует
2️. Социальные навыки:
- Частично самостоятельно надевает/снимает простые вещи (штаны, трусы, носки, шапку, юбку, куртку)
- Уже может контролировать свои физиологические отправления.
- Самостоятельно моет и вытирает руки
- Подражает взрослым в работе по дому (подметает, вытирает тряпкой и тд)
- Проявляет интерес к другим детям и пытается с ними разговаривать и играть
- умеет накалывать вилкой и пытается (подражает взрослым) резать ножом
3️. Речь:
- Речь становится очень эмоциональной, запас активных слов начинает быстро расти: запас слов 200—300.
- Появляются трехсловные предложения.
- Начинает употреблять прилагательные и местоимения.
- Употребляет слова во множественном числе
- Понимает рассказ без показа.
- Появляются вопросы типа: «Что там?», «Куда?», «Почему?», «как?»
- Знает свои имя и фамилию
- пытается рассказать о ярком событии, которое недавно произошло (но которого нет сейчас)
- может запоминать окончания (или целиком) простые стихи
- может петь
4️. Мелкая моторика и мышление:
- Выполняет несложные постройки из кубиков (домик, ворота), использует 8 и более кубиков
- Рисует круги и вертикальную линию (ошибка до 30 град.)
- Подбирает по образцу и просьбе взрослого четыре контрастных цвета (красный, синий, зеленый, желтый), сортирует по цветам
- может построить пирамиду из стаканчиков
- Вытаскивает крошку из прозрачной банки
- вдевает шнурок в дырочку
- активно развивается ролевая игра
- может собрать пазлы из 2-3 кусочков, мозайку
- может воспринимать книги, в которых есть простая доступная сюжетная линия
- может запустить юлу
- занимается одним делом около 8-10 минут (если считать по очень-очень грубой формуле: возраст умножить на 4 (или на 5)-это время, на которое ребенок может сконцентрировать внимание и заниматься одним делом.
Педиатр и неонатолог, кандидат наук и мама, Левадная Анна.