Аутизм: международный опыт

В Израиле очень хорошо обстоят дела с диагностированием аутизма и прочих расстройств именно в раннем возрасте.

Почему это важно?

  • Потому что, если точно диагностировать это заболевание к 2-3 годам и сразу же начать поддержку, то при аутизме высокого функционирования у ребёнка есть все шансы остаться в здоровой среде: пойти в нормальную школу, в обычный класс, потом получить образование в обычном ВУЗе и получить работу в коллективе.

В Израиле так и происходит. Ребёнка развивают и социализируют, он живёт в обычной среде и при этом не мучается, не страдает, не ограничивает себя.

В России же и странах СНГ есть проблема с диагностикой в раннем возрасте. Часто приезжают родители с детьми чуть ли не школьного возраста, которым помочь уже очень сложно. К 10 годам, если аутизм не лечился или лечился неверно, человека крайне трудно «вытащить», разве что подкорректировать какие-то функции.

  • Второй момент кардинальной разницы в подходах к лечению. В России практика лечения РАС часто сводится к психотропным препаратам. В Израиле триединый подход: ребёнку оказывают био-психо-социальную помощь. Поддержка лекарствами, психотерапия и социальная реабилитация. Российские пациенты привыкли только к биологическому лечению (лекарства), это идёт ещё со времён Павлова. И родители часто спрашивают: ну где же ваша волшебная кремлёвская таблетка? А её нету. Более того, лекарства начинают работать через 3 недели. А целый курс должен продолжаться где-то 1,5-2 месяца.
  • Ещё момент про лекарства. С лекарствами, которые выписывают ребёнку, надо быть очень осторожными: если ставится неправильный диагноз, например, шизофрения, и назначаются таблетки от шизофрении, то от сильнодействующих лекарств и отсутствия терапии ребёнок только ещё сильнее теряет контакт с реальностью.
  • В Израиле за основу берут не нейролептики и седативные препараты, а АВА-терапию (метод прикладного анализа поведения, аpplied behavior analysis).
  • Лечение может сопровождаться и медикаментозной поддержкой, но только чтобы снять симптомы: тревожность агрессию и пр.
  • С ребёнком и родителями всегда работает группа специалистов: психотерапевты, логопеды, инструктора, которые выводят аутиста в обычную социальную среду. Эти же специалисты, обратите внимание, занимаются с родителями, которым дальше с этим жить и направлять своего ребёнка.

В России с аутистами зачастую работает только логопед, который пытается научить говорить основные слова. Да, в Израиле тоже, конечно же, идут занятия с логопедом: за первый месяц ребёнок знает и использует несколько десятков слов. Но проблема не заканчивается на простейших речевых навыках — ребёнку прививают навыки общения и выражения себя, сначала жестами, потом словами.

  • И последний важный момент. В качестве терапии здесь иногда тестируются такие подходы, как, например, иппотерапия [с лошадьми] и дельфинотерапия. Чуда и волшебства от таких вещей ждать не стоит — они предназначены для развития определенных функций — общения, заботы о живых существах, снятия тревоги, развития мелкой и грубой моторики, но мысль в том, что направление лечения РАС израильские специалисты куда-то двигают, ищут новые эффективные подходы, не консервируют имеющиеся знания.

Статья написана совместно с заведующим психотерапевтическим отделением клиники «Мацпен» в Тель-Авиве, Виталием Тевелевым.