Безопасность детей в нашем мире

Поделюсь некоторыми сухими цифрами, предоставленными руководителем центра «Стоп-Угроза» stop-ugroza.ru Лией Шаровой (основаны на опросе более 2000 школьников начальных классов). Увы, по статистике, 90% детей уходят через 30-90 секунд после разговора с незнакомцем.

  • 9 из 10 детей 7-9 лет не знают наизусть номера телефонов родителей.
  • 19 из 20 детей всех возрастов проводят вежливую тётю до ближайшего магазина, школы, остановки автобуса.
  • 19 из 20 детей всех возрастов помогут пожилому дяденьке донести до машины пакет, щенка, котенка, портфель, сумку. При этом 10 из 10 учеников начальной школы считают пожилым человека лет пятидесяти. Первоклашки готовы записать в «пожилые» и сорокалетних. А пожилым «надо помогать».
  • 19 из 20 первоклашек-второклашек и примерно половина детей 10-14-летнего возраста уверены, что без труда узнают на улице преступника
  • 19 из 20 первоклашек-второклашек и примерно половина детей 10-14-летнего возраста уверены, что без труда узнают на улице преступника (в черной одежде, жутковатый, прячется, «странно смотрит», идёт с большой сумкой, ведет себя необычно, хитро неестественно улыбается, заманивает конфетой, неопрятный мужчина лет 30-35, похожий на бомжа или на уголовника).
  • Минимум половина детей побежит в случае опасности в подъезд, во двор, куда-то «где можно спрятаться».
  • Все дети считают, что они могут доверять «знакомым взрослым», в том числе соседям, родителям друзей, продавцам из соседнего магазина, — всем людям, кого они уже когда-то видели.
  • 19 из 20 детей стопроцентно пойдут куда-то с любым человеком, который назовет их по имени.
  • 19 из 20 детей всех возрастов постесняются громко закричать «Помогите! Я не знаю этого человека!» если кто-то возьмет их за руку и куда-то поведет.

И самый главный момент вот какой: давайте исключим из разговоров с нашими детьми о возможной опасности слово «подозрительный». Настоящий преступник, который может увести вашего ребенка – не подозрителен. Он – самый не подозрительный из прохожих, чаще всего. Это вежливый, улыбающийся, прилично одетый человек, это миловидная женщина или аккуратный старичок.

Расскажите детям, что «подозрительные» преступники существуют только в кино и криминальных новостях по телевизору. Ребенок должен доверять только членам семьи и учителям, возможно, няне и водителю, крестной и близкому другу семьи. И больше никому.

Все остальные – посторонние люди, которые не должны подходить к вашему ребенку ни с угощением, ни за помощью, ни просто поболтать. И пока вы не расскажете об этом своим детям сто раз, пока вы не научите их автоматически отвечать ЛЮБОМУ человеку «Я вас не знаю, я не буду с вами разговаривать», вы не можете быть уверены абсолютно ни в чем. Они так и будут считать, что преступник ходит в маске и с пистолетом.

 

Поделюсь рекомендациями Добровольного поискового отряда «Лиза Алерт» lizaalert.org о поведении ребенка в различных местах в случае опасности.

Начну с поведения ребенка в городе.

Помните, детям до 12 лет, находиться в городе без сопровождения взрослых опасно.

По статистике только 1 из 50 детей не уйдет с незнакомым человеком в неизвестном направлении, если потерялся на улице!!!

Постарайтесь, чтобы ребенок всегда имел при себе рабочий мобильный телефон с, забитыми под кнопки быстрого набора, номерами доступных контактов и, например, полиции. Однако, телефон может разрядиться\потеряться. Если телефона нет, расскажите ребенку о его действиях.

Данные рекомендации составлены для детей с учетом того, что у ребенка нет с собой мобильного телефона, по которому он может связаться с родителями или со службой «112».

На улице:

1️. Остановиться, если понял, что родителей или сопровождающих взрослых нет рядом.

2️. Оглянуться: посмотреть вокруг, не видно ли родителей.

3️. Покричать: не стесняться громко позвать маму или папу, возможно, они услышат.

4️. Подойти к полицейскому или охраннику и сказать, что потерялся.

Важно: Не надо уходить далеко, если полицейского или охранника нет в поле зрения. Если ребенок в торговом центре на втором этаже, а охранник был на первом, не спускаться на первый этаж.

5️. Попросить помощи у человека с ребенком (если рядом нет полиции или охраны, следующий взрослый, к которому можно обратиться – человек с ребенком!).

Важно: Никуда не уходить с этим человеком!!! Если взрослый предложит отвести домой или к маме и папе, твердо сказать, что будете ждать маму и папу там, где потерялся! Попросить позвонить им и объяснить, где ребенка найти.

  • Не запрещайте детям сидеть в социальных сетях, разрешите им иметь одну страницу, о которой вы будете знать.
  • Ребенок должен делать контрольные звонки в местах повышенной опасности: «я вышел из квартиры», «я вышел из подъезда». Так вы проконтролируете, что с ребенком ничего не случилось в лифте.
  • Научите ребенка говорить взрослому «нет». Ребенок не должен уходить без вашего предупреждения и без вашего разрешения даже с друзьями семьи.
  • Придумайте пароль, который будете знать только вы и ребенок.
  • В случае насилия ребенок должен не стесняться вырываться и громко кричать в ответ на малейшее проявление навязчивого поведения, попытки взять за руку и т.д.
  • Ребенок должен крепко усвоить, что нельзя уходить с кем бы то ни было (знакомым/незнакомым, мужчиной/женщиной/детьми старшего возраста, молодым/пожилым), даже если ребёнку рассказывают, что мама попала в больницу и очень хочет его видеть прямо сейчас, ребёнок должен ответить, что надо сообщить папе, бабушке/дедушке, брату, тёте и т.д. Полицейские и другие «официальные представители» не могут беспричинно, ни с того ни с сего увести ребёнка, не позвонив родственникам.

 

На даче и в лесу:

В лес — собрать ребенку рюкзак, где будет:

1️. Полностью заряженный мобильный телефон.

2️. свисток, шоколад, бутылку воды (если долго звать на помощь, то сядет голос, лучше использовать свисток, чтобы дать о себе знать. Шоколад занимает мало места и быстро утоляет голод, водой можно промыть рану)

Важно: Не подходить к природным открытым водоемам без взрослых.

Если потерялся:

1️. Оставаться на месте, как только понял, что заблудился. Продолжая движение, ребенок уходит дальше от людей, которые будут его искать.

2️. Оглянуться и позвать взрослых или свистите в свисток.

3️. Если никто не откликнулся, а в поле зрения есть тропинка, можно выйти на тропинку и стоять там.

  1. Подавать знаки: выложить стрелки из веток, горку из камней, привязать что-то яркое на дерево и периодически трясти его. Днем — найти открытую площадку, чтобы ребенка было легче заметить с воздуха.
  2. Если слышны непонятные звуки — шуметь в ответ (кричать, стучать, свистеть): если это зверь — он не подойдет. Если люди — ребенка найдут.
  3. Хранить тепло и силы. Не лежать на голой земле, а сделать лежанку из веток и листьев. На ночь -соорудить укрытие, лучше под поваленным деревом. Располагаться против ветра.
  4. Не есть незнакомые грибы и ягоды, не пить воду из сомнительных источников

Без еды и воды можно продержаться достаточно времени, чтобы ребенка нашли.

  1. Если ребенок все же вынужден двигаться, то пусть оставляет знаки, указывающие поисковикам его направление (если есть тропа или ориентир — не сворачивать с них.

Если на пути водоем — обойти его стороной, не подходить!

Не отпускайте ребенка в лес с пожилыми родственниками.

 

Сейчас — о поведении ребенка в случае, если ребенок потерялся в поездке.

  • Выйти на ближайшей станции. Если ребенок успел сесть в вагон метро или электрички, в автобус или троллейбус, а родителей нет, то нужно выйти на ближайшей остановке и стоять там.

Важно: в метрополитене в центре зала на ближайшей станции подойти к колонне SOS и обратиться за помощью. Также можно подойти к сотруднику полиции или работнику метрополитена, женщине с детьми или пожилому человеку.

Ни в коем случае никуда не уходить с этими людьми.

Никуда не уезжать с ближайшей станции. Если родители вошли в вагон и уехали, а ребенок не успел, ждать на той станции, на которой были. Не надо ехать за родителями!

  • Если вам позвонили и сказали, что ребенок ждет вас у близлежащего магазина/станции метро/торгового центра, попросите его оставаться там и сами идите за ребенком.
  • Снова и снова проговаривайте с ребенком эти ситуации и моделируйте возможные варианты событий.

 

Среди мер предосторожности для снижения риска исчезновения в случае, если у ребенка нет своего телефона, рекомендовано применение информационных (идентификационных) браслетов, ярлычков или бирок.

Там должен быть указан телефон родителей и, если есть, — медицинские особенности (аллергия на лекарства, эпилепсия, сахарный диабет и необходимые действия).

Это может быть:

  • пришитая/заводская бирка на одежде
  • многоразовый информационный браслет
  • одноразовый браслет с написанным номером
  • записка в кармане
  • можно написать номер просто на коже
  • кулон на шею

Хочу Вам подробнее рассказать про информационные браслеты. Это шведские браслеты https://www.infoband.ru/, есть многоразовые из мягкого пластика, а есть одноразовые (они продаются набором из 10 шт), оба варианта непромокаемые. На браслетах милые рисунки, для каких-то деток они могут стать любимым аксессуаром.

  • Такой браслет может ускорить время поиска ребенка от 1,5 до примерно 7 лет в случае, если он потерялся в людном месте.
  • Иметь браслет на руке удобно: в отличие от бумажки в кармане он заметен для окружающих и подскажет взрослому, как помочь ребенку; удобнее ярлыка на одежде так как не привязан к какой-то определенной одежде; это безопасно в отличие от бус (риск зацепиться за веревочку)

Я хочу резюмировать и написать рекомендованные спасательным отрядом Лиза Алерт общие правила безопасности в людных местах:

1️. Если у ребенка нет телефона, то прикрепите к ребенку номер телефона родителей или медицинские особенности и обратите внимание ребенка на то, что у него есть эта информация.

2️. Собираясь в людные места, оденьте ребенка в яркую заметную одежду.

3️. фотографируйте ребенка перед походом в людные места

4️. напомните, что можно обратиться за помощью к человеку в униформе (кассир, охранник, полицейский, сотрудник ТЦ) или к женщине с ребенком, показать браслет с номером телефона и попросить позвонить. Никуда нельзя уходить с этим человеком!

5️. Не разрешайте ребенку держать вас за полу, рукав или ручку сумки, ему так легче всего потерять вас.

6️. Старайтесь держать ребенка впереди себя.

7️. Сфотографируйте подошву всех пар обуви вашего ребенка.

8️. Номер мобильного телефона ребенка должен быть зарегистрирован на одного из родителей, чтобы вы могли оперативно получить распечатку по нему.

9️. Подключите сервисы мониторинга нахождения ребенка на мобильном телефоне

  1. Никогда не оставляйте детей до 8 лет одних вне дома
  2. Постоянно учите ребенка, что ни при каких обстоятельствах он не должен никуда уходить с незнакомыми людьми
  3. можно придумать кодовое слово, если в этом может возникнуть необходимость
  4. После того как вы нашли друг друга, не ругайте ребенка, а разберите ошибки, которые были допущены.

телефон спасательной службы Лиза Алерт 88007005452

 

Что делать родителю, если ребенок пропал?

Первые 48 часов — самые важные для успешного исхода поиска. Не ждите! Не бойтесь, что вас  обвинят в том, что вы напрасно побеспокоили людей. Лучше побеспокоить, чем потом жалеть всю жизнь.

ЕСЛИ БЕДА СЛУЧИЛАСЬ:

1. Не паникуйте! Не можете взять себя в руки — привлеките близкого человека, который способен сохранить самообладание.

2. Позвоните на горячую линию Лиза Алерт 88007005452. Они помогут вам грамотно скоординировать поиск.

3. Привлеките к поискам как можно больше людей. Постарайтесь в первые часы эффективно раздать задания всем участникам.

4. Важно, чтобы кто-то оперативно опросил людей поблизости к месту исчезновения. Записывайте мельчайшие детали свидетелей: как ребенок выглядел, что говорил, в каком был настроении и т.п.

5. Обратитесь в ближайшее отделение полиции – там ОБЯЗАНЫ сразу принять заявление. Ни 24 часа, ни трое суток не являются основанием для отказа. Требуйте регистрации заявления, узнайте его регистрационный номер и ФИО принявшего сотрудника. В дальнейшем контролируйте ход поисков.

6. Составьте подробное описание внешнего вида и примет ребенка. Найдите самую свежую фотографию.

7. Позвоните волонтерам, родственникам, друзьям, соседям – подключите к поиску всех, кого сможете. Используйте СМИ, особенно радио, Интернет.

8. Обзвоните всех, кто может знать о местонахождении ребенка.

9. Если у ребенка есть мобильный телефон, номер должен быть зарегистрирован на вас. В случае исчезновения запросите у оператора распечатку последних звонков.
После этих действий, ЕСЛИ РЕБЕНОК ПРОПАЛ:

1. в лесопарковой зоне – проведите первичный осмотр просек и объектов в районе пропажи (река, забор, ЛЭП);

2. в транспорте – сообщите дежурному вокзала, станции, сотруднику УВД. ПОСЛЕ ЭТОГО поезжайте на следующую остановку – возможно он вышел там

3. в общественных местах – обратитесь к охраннику с рацией, требуйте проверять на выходах всех детей подходящего возраста. Попросите сделать объявление по громкой связи.

4. предположительно пропал из дома – внимательно осмотрите дом. Проверьте все шкафы, под кроватями, внутри крупной бытовой техники и любых транспортных средств, на чердаке. Опросите ближайших соседей и друзей ребёнка, возможно, он в гостях.

 

Надеюсь, эта информация не пригодится Вам и Вашему ребенку.

Берегите детей!