«Борьба» с соской глазами психолога.

Моя подруга, Елена Белкова, экзистенциальный психолог, поделилась своими мыслями о том, как правильно забрать у ребенку соску.

 

Борьба с соской: психологические аспекты.

(о педиатрических аспектах соски я ранее написала ЗДЕСЬ).

 

 

Эта заметка для тех, у кого дети в младенчестве или позже, но взяли соску и благополучно с ней спали, играли, жили..  и тут настало время, когда Вы решили эту дружбу разделить.

 

Когда? Сразу должна оговориться, что период, когда Вы хотите отучать ребенка от соски, очень индивидуален. Сам по себе сосательный рефлекс у детей сохраняется до трех лет, а иногда и старше. И принимая решение расстаться с соской, нужно очень внимательно посмотреть, готов ли Ваш ребенок к этому.

 

Как понять, готов ли ребенок к тому, чтобы у него забрали соску? 

Важно понять насколько сильно ребенок нуждается в соске. Для этого:

  • Обратите внимание на то, в какие моменты ребенок сосет соску – ночью при засыпании, днем на прогулке или когда ему нужно успокоиться.
  • Понаблюдайте, сосет ли он соску или просто держит во рту;
  • Как ребенок переносит расставание с соской, когда она, например, упала в грязь и ее нельзя взять в рот в этот же момент.

 

Все это даст вам понимание, насколько ребенок нуждается в соске. Через сосательный рефлекс ребенок помогает себе успокоиться. C ростом и созреванием ребенок постепенно осваивает иные способы справляться с напряжением, но это происходит постепенно. Вы можете помочь ему в этом!

Часто можно услышать, как предлагают соску кому-нибудь подарить или потерять и т.д. В эти моменты также важно наблюдать, насколько легко ребенок готов расстаться с ней: как он реагирует на предложение дать мишке пососать его соску или подарить новой кукле, которой она нужна. Вы почувствуете отношение ребенка к соске. Иногда они легко соглашаются, иногда соглашаются, а потом вспоминают про нее и начинают плакать, а есть случаи, когда дети не соглашаются расставаться с соской.

 

Как же быть, чтобы помочь ребенку отказаться от соски?

Во-первых, понять, почему это так необходимо вам как родителям? Что служит фактором для принятия этого решения? Если вы руководствуетесь внешним давлением, что пора отучать ребенка от соски, и не учитываете, что спит Ваш ребенок всю ночь, не просыпаясь, только благодаря соске, то важно для себя определить, действительно ли Это Ваше желание и нужно приступать к этому процессу..

Во-вторых, перед тем, как лишать ребенка его инстинктивного навыка самоуспокоения, важно дать ему новые инструменты для освоения этого же навыка, но уже в более осознанном варианте.

Когда Вы чувствуете, что ребенку тяжело, он не может справиться самостоятельно эмоционально с какой-то ситуацией, не давайте ему сразу привычный способ успокоения – соску. Пробуйте сначала отвлечь, объяснить.

Даже маленькому ребенку важно слышать от вас объяснение, почему нужно поступить так или иначе, чем это обусловлено. Почему Вы не можете купить ему конфету в магазине (если действительно не можете) или почему нужно собираться с прогулки домой, когда так хочется посидеть в песочнице. Каждому ребенку нужно что-то свое для того, чтобы успокоиться: чтобы взяли на руки, погладили по голове, взяли за руку, переключили внимание, попели и т.д.

В-третьих, если все же ребенок тяжело расстается с соской, необходимо обратить внимание на психологическую обстановку в семье. Какие стрессы переживает ребенок? Какое общение между родителями и с ребенком? Иногда стабилизация общего климата в семье помогает ребенку перейти на новый уровень овладения навыка эмоциональной саморегуляции.

 

Если у вас остались вопросы, Вы всегда можете мне написать на почту: belkovaa@gmail.com

Буду рада помочь!

Елена Белкова, elenabelkova.ru