В общей структуре травм у детей повреждения черепа и головного мозга составляют 40—50%, растет из года в год и занимает первое место среди травм, при которых возникает необходимость госпитализации.
С таким диагнозом в России ежегодно наблюдаются в больницах около 140—160 тысяч детей. По данным зарубежных авторов, частота черепно-мозговой травмы у них встречается на порядок меньше (от 1,8 до 3,04 случаев на 1000 населения по данным ВОЗ), чем в России (в среднем 4 случая на 1000 населения).
Чаще, к счастью, всего все же наблюдается легкая черепно-мозговая травма (сотрясение головного мозга – примерно76%), кроме того встречаются ушибы головного мозга (около 16,3%), сдавления головного мозга — 6,5% (в том числе за счет внутричерепных кровоизлияний), тяжелые травмы встречаются, не так часто, но однако же в примерно 3,8% встречаются. На голове у ребенка после травмы остаются ссадины, раны, синяки и кровоизлияния.
Самая большая частота черепно-мозговой травмы среди детей отмечается у дошкольников и детей младшего школьного возраста в связи с относительно большими размерами и весом головы у детей младшего возраста, повышенной двигательной активностью в условиях несовершенной координации и сниженного чувства опасности.
До 3 лет у девочек и мальчиков частота травм одинакова, а с 3 лет у мальчиков она увеличивается и в старшем возрасте преобладает: соотношение мальчиков и девочек в возрасте до 10 лет составляет 2:1, а после 10 лет уже 3:1.
Отмечается сезонное колебание частоты ЧМТ у детей. Пик черепно-мозговой травмы у детей приходится на апрель, май, июнь и июль.
Особое значение черепно-мозговой травмы у детей определяется следующим:
- высокая смертность (от 5 до 38% в зависимости о тяжести повреждений)
- значительный риск отдаленных неврологических изменений (у 60% детей и более в отдаленном периоде формируются различные по тяжести остаточные явления, до 20% пострадавших в дальнейшем не могут приступить к нормальной обычной учебе и школьному режиму)
- высокая инвалидизация (после тяжелой черепно-мозговой травмы от 20 до 50% детей становятся инвалидами).
В структуре механических повреждений головы основное значение принадлежит бытовой травме (60—96%), на транспортную приходится лишь 4— 27%.
Кто из детей в первую очередь входит в группу риска получения черепно-мозговой травмы?
Травмы головы – это одна из наиболее серьезных проблем раннего возраста, а наибольшее число детей, получающих черепно-мозговую травму,- это дети до 1го года жизни (до 28% всех случаев черепно-мозговой травмы у детей ). Это говорит о катастрофическом невнимании родителей к грудным детям, о непонимании возрастных норм и незнании поведения детей грудного возраста.
Возрастная характеристика частоты черепно-мозговой травмы у детей:
график отсюда
Как дети получают черепно-мозговую травму?
Травмы в этом возрасте легче всего предупредить, ведь в основном это травмы, произошедшие по вине родителей: падение с рук, диванов, пеленальных столиков, колясок, кроватей, кресел, стульев, удары об дверные проемы, падения с высоты своего роста, удары об столы и стулья. Среди детей раннего дошкольного возраста причинами травм как правило, являются: падение с высоты собственного роста, качелей, горок, детских площадок, из окон и с балконов. У дошкольников, это — в первую очередь, падение с большой высоты. Среди школьников причинами являются в первую очередь, драки и ДТП.
Каковы особенности черепно-мозговой травмы у детей раннего возраста?
Особенностью проявлений черепно-мозговой травмы у детей является стертая картина травмы и несоответствие между тяжестью полученной травмы и состоянием ребенка. У детей раннего возраста:
- Редко отмечается угнетение сознания или какие-то другие неврологические реакции.
- Сотрясения и ушибы головного мозга могут протекать у детей вообще бессимптомно
- У детей может отмечаться как быстрое улучшение, так и быстрое внезапное ухудшение состояния
Опасным при получении черепно-мозговой травмы является опасность сдавления мозга внутричерепными кровоизлияниями.
На что обращать внимание после травмы?
Что же именно, учитывая стертую клиническую картину, может насторожить родителя?
- Несимметричные зрачки
- Сонливость или чрезмерная возбудимость
- Отказ от еды, срыгивания или рвота
- Запрокидывание головы назад или выбухание родничка
- Плач без причины, неадекватная реакция на адекватные действия
- Вдавления, вмятины на голове или выпуклости, опухоли в любом месте головы, не только в месте ушиба
- Учитывая особенность строения костей у детей раннего возраста, на черепе могут наблюдаться не только переломы, но и вдавления по типу «вдавленного мячика».
- У дошкольников сотрясение головного мозга имеет более четкие признаки, в том числе: кратковременная потеря сознания, рвота и тошнота, жалобы на головную боль, проблемы с координацией и дезориентация в пространстве, жажда, не симметричность зрачков, вялость и даже повышение температуры.
Что нужно делать при травме?
Внимательно наблюдать за ребенком и при подозрении на черепно-мозговую травму – обязательно обратиться к врачу.
Как обследовать ребенка после получения черепно-мозговой травмы?
Учитывая стертую клиническую картину черепно-мозговой травмы у детей раннего возраста, оптимально в ЛЮБОМ СЛУЧАЕ показать ребенка врачу.
- Показать ребенка неврологу или травматолога – кто доступнее
- Сделать рентген черепа в 2 проекциях чтобы исключить перелом черепа
- Детям с незакрытым родничком провести УЗИ головы чтобы исключить кровоизлияния в мозг, которые могут быть НЕ ВИДНЫ на рентгене
- По показаниям- остальные исследования, например, КТ или МРТ головного мозга
Каково может быть лечение ребенка после получения черепно-мозговой травмы?
- При сотрясениях, переломах или отеке мозга необходима срочная госпитализация, покой, остановка кровотечений и обработка ран (если они есть), мочегонная терапия, обезболивание, и другие мероприятия.
- При кефалогематомах необходимо обезболивание, и в редких случаях-пунктирование (решение принимает врач по результатам осмотра).
Старайтесь всегда внимательно следить за ребенком, не оставлять его одного на высоте и носить его аккуратно. На ребенка, который только учится ходить и часто себя травмирует, можно надеть защитный шлем. При занятий велоспортом, езде на беговеле, самокате или на роликовых коньках, лыэах или сноуборде на ребенке обязательно должен быть защитный шлем.
Педиатр и неонатолог, кандидат наук и мама, Левадная Анна