Черепно-мозговая травма у детей раннего возраста: особенности и последствия.

В общей структуре травм у детей повреждения черепа и головного мозга составляют 40—50%, растет из года в год и занимает первое место среди травм, при которых возникает необходимость госпитализации.

 

С таким диагнозом в России ежегодно наблюдаются в больницах около 140—160 тысяч детей. По данным зарубежных авторов, частота черепно-мозговой травмы у них встречается на порядок меньше (от 1,8 до 3,04 случаев на 1000 населения по данным ВОЗ), чем в России (в среднем 4 случая на 1000 населения).

 

Чаще, к счастью, всего все же наблюдается легкая черепно-мозговая травма (сотрясение головного мозга – примерно76%), кроме того встречаются ушибы головного мозга (около 16,3%), сдавления головного мозга — 6,5% (в том числе за счет внутричерепных кровоизлияний), тяжелые травмы встречаются, не так часто, но однако же в примерно 3,8% встречаются. На голове у ребенка после травмы остаются ссадины, раны, синяки и кровоизлияния.

 

Самая большая частота черепно-мозговой травмы среди детей отмечается у дошкольников и детей младшего школьного возраста в связи с относительно большими размерами и весом головы у детей младшего возраста, повышенной двигательной активностью в условиях несовершенной координации и сниженного чувства опасности.

 

До 3 лет у девочек и мальчиков частота травм одинакова, а с 3 лет у мальчиков она увеличивается и в старшем возрасте преобладает: соотношение мальчиков и дево­чек в возрасте до 10 лет составляет 2:1, а после 10 лет уже 3:1.

 

Отмечается сезонное колебание частоты ЧМТ у детей. Пик черепно-мозговой травмы у детей приходится на апрель, май, июнь и июль.

 

Особое значение черепно-мозговой травмы у детей определяется следующим:

  • высокая смертность (от 5 до 38% в зависимости о тяжести повреждений)
  • значительный риск отдаленных неврологических изменений (у 60% детей и более в отдаленном периоде формируются различные по тяжести остаточные явления, до 20% пострадавших в дальнейшем не могут приступить к нормальной обычной учебе и школьному режиму)
  • высокая инвалидизация (после тяжелой черепно-мозговой травмы от 20 до 50% детей становятся инвалидами).

 

В структуре механических повреждений головы основное значение принадлежит бытовой травме (60—96%), на транспортную приходится лишь 4— 27%.

Кто из детей в первую очередь входит в группу риска получения черепно-мозговой травмы?

Травмы головы – это одна из наиболее серьезных проблем раннего возраста, а наибольшее число детей, получающих черепно-мозговую травму,- это дети до 1го года жизни (до 28% всех случаев черепно-мозговой травмы у детей ). Это говорит о катастрофическом не­внимании родителей к грудным детям, о непонима­нии возрастных норм и незнании поведения детей грудного возра­ста.

Возрастная характеристика частоты черепно-мозговой травмы у детей:

ЧМТ

график отсюда

 

Как дети получают черепно-мозговую травму?

Травмы в этом возрасте легче всего предупредить, ведь в основном это травмы, произошедшие по вине родителей: паде­ние с рук, диванов, пеленальных столиков, колясок, крова­тей, кресел, стульев, удары об дверные проемы, падения с высоты своего роста, удары об столы и стулья. Среди детей раннего дошкольного возраста причинами травм как правило, являются: падение с высоты собственного роста, качелей, горок, детских площадок, из окон и с балконов. У дошкольников, это — в первую очередь, падение с большой высоты. Среди школьников причинами являются в первую очередь, драки и ДТП.

Каковы особенности черепно-мозговой травмы у детей раннего возраста?

Особенностью проявлений черепно-мозговой травмы у детей является стертая картина травмы и несоответствие между тяжестью полученной травмы и состоянием ребенка. У детей раннего возраста:

  • Редко отмечается угнетение сознания или какие-то другие неврологические реакции.
  • Сотрясения и ушибы головного мозга могут протекать у детей вообще бессимптомно
  • У детей может отмечаться как быстрое улучшение, так и быстрое внезапное ухудшение состояния

Опасным при получении черепно-мозговой травмы является опасность сдавления мозга внутричерепными кровоизлияниями.

На что обращать внимание после травмы?

Что же именно, учитывая стертую клиническую картину, может насторожить родителя?

  • Несимметричные зрачки
  • Сонливость или чрезмерная возбудимость
  • Отказ от еды, срыгивания или рвота
  • Запрокидывание головы назад или выбухание родничка
  • Плач без причины, неадекватная реакция на адекватные действия
  • Вдавления, вмятины на голове или выпуклости, опухоли в любом месте головы, не только в месте ушиба
  • Учитывая особенность строения костей у детей раннего возраста, на черепе могут наблюдаться не только переломы, но и вдавления по типу «вдавленного мячика».
  • У дошкольников сотрясение головного мозга имеет более четкие признаки, в том числе: кратковременная потеря сознания, рвота и тошнота, жалобы на головную боль, проблемы с координацией и дезориентация в пространстве, жажда, не симметричность зрачков, вялость и даже повышение температуры.

Что нужно делать при травме?

Внимательно наблюдать за ребенком и при подозрении на черепно-мозговую травму – обязательно обратиться к врачу.

 

Как обследовать ребенка после получения черепно-мозговой травмы?

Учитывая стертую клиническую картину черепно-мозговой травмы у детей раннего возраста, оптимально в ЛЮБОМ СЛУЧАЕ показать ребенка врачу.

  • Показать ребенка неврологу или травматолога – кто доступнее
  • Сделать рентген черепа в 2 проекциях чтобы исключить перелом черепа
  • Детям с незакрытым родничком провести УЗИ головы чтобы исключить кровоизлияния в мозг, которые могут быть НЕ ВИДНЫ на рентгене
  • По показаниям- остальные исследования, например, КТ или МРТ головного мозга

Каково может быть лечение ребенка после получения черепно-мозговой травмы?

  • При сотрясениях, переломах или отеке мозга необходима срочная госпитализация, покой, остановка кровотечений и обработка ран (если они есть), мочегонная терапия, обезболивание, и другие мероприятия.
  • При кефалогематомах необходимо обезболивание, и в редких случаях-пунктирование (решение принимает врач по результатам осмотра).

 

Старайтесь всегда внимательно следить за ребенком, не оставлять его одного на высоте и носить его аккуратно. На ребенка, который только учится ходить и часто себя травмирует, можно надеть защитный шлем. При занятий велоспортом, езде на беговеле, самокате или на роликовых коньках, лыэах или сноуборде на ребенке обязательно должен быть защитный шлем.

 

Педиатр и неонатолог, кандидат наук и мама, Левадная Анна