Детская лечебная обувь

  • Детские ноги в процессе формирования, в первую очередь, нуждаются в свободе движений.
  • Обувь, главным образом, должна защищать от холода и травм, а также давать максимальную свободу движениям ребенка и самой стопы.
  • Основной критерий выбора детской обуви- это то, насколько мало она нарушает физиологию и биомеханику растущих стоп.

Как это оценить?

  1. ВЕС: чем легче обувь, тем свободней ребенок в ней ходит и бегает.
  2. ПОДОШВА: стопа идущего человека сгибается в области пальцев, поэтому чтобы не нарушать природную механику шага, подошва не должна быть жесткой, твердой, скользкой и липкой. Гибкая обувь (особенно в области носка) позволяет стопе развиваться максимально свободно и не будет ограничивать движение стопы и развитие систем мышечной стабилизации.
  3. СТЕЛЬКА: ровная, мягкая, без супинатора (супинатор-это маркетинговый ход; детям это не нужно)
  4. РЕМЕШКИ: хорошая фиксация (в идеале- липучки или шнурки).
  5. РАЗМЕР: по размеру (главное – не мала; лучше пусть обувь будет велика, чем мала)
  6. МАТЕРИАЛ: максимально дышащий, особенно в жаркое время года.
  7. КАБЛУК: допустим, но невысокий (примерно 1-1,5 см)
  8. НОС: лучше открытый чтобы было видно размер, избегайте заостренного\узкого носа
  9. ЗАДНИК: не высокий и не жесткий

Таким образом:

  • Максимальное физиологичное положение для развития стопы ребёнка – хождение босиком
  • Идеальный образец для обуви – это босая нога
  • Основная роль обуви для ребенка состоит в том, чтобы защищать ногу от инфекций, травм и холода
  • Жесткая и давящая обувь может вызвать деформацию стопы и нарушение развития мышечно-связочного комплекса
  • Термин «корректирующая», «профилактическая» или «АНАТОМИЧЕСКАЯ» обувь — это маркетинговый ход!

Пропагандирование коррекционной или профилактической обуви является травмирующим для ребенка, разоряющим для родителей и дискредитирующим для врача.

Допустимо рекомендовать лечебную обувь с индивидуальными параметрами при наличии со стороны ребенка конкретных показаний:

  1. врождённая, грубая деформация стоп, когда обувь — часть комплекса лечения и возможное нарушение функции — меньшее из зол. Например при врожденной косолапости.
  2. неврологическая патология, например ДЦП, где при спастических формах обувь удерживает стопу от формирования нейрогенных патологических установок, а при парезах и параличах — позволяет удержать голеностоп и позволить ребёнку хоть как-то ходить.
  3. вспомогательный инструмент в до и после операционном периоде коррекции сложной ортопедической патологии, когда не желательно лишать движений полностью, но некоторое ограничение необходимо.

Главное помните, что основной формирующий фактор в процессе развития стоп — это движение, а излишняя, неоправданная фиксация в раннем возрасте, может привести к стойким нарушениям структуры.

При Х и О — образной форме ног, а также плоскостопии, плоско-вальгусных и полых стопах лечебная «ортопедическая» обувь проблему не решает (используются индивидуальные лечебные стельки, ЛФК, физиотерапия, массаж, тейпинг и оперативное лечение; об этом напишем подробно отдельным постом).

Берегите детей!

2016-06-05

На фото — эволюция обуви до «ортопедической профилактической» и «ножка-лотос» — результат жесткой, специальной фиксации стопы в раннем возрасте у девочек в Китае.

Статья написана совместно с ортопедом-подиатром Константином Суминым.