Экран и ребенок глазами врача.

На сегодняшний день уже проведено огромное количество исследований о влиянии экрана (экрана телевизора, телефона или планшета) на ребенка. Зависимость от экрана уже многие называют болезнью, важнейшую роль это играет среди детей.

Попробуем разобраться, в чем именно заключается вред от взаимодействия ребенка с экраном.

Рисунок2

  1. С точки зрения влияние на зрение. При длительном фиксировании глаза на одном и том же расстоянии от предмета (в данном случае, от экрана планшета, телевизора или телефона), идет «застывание» мышцы глаза, которая двигается и помогает нам фокусировать взгляд на том или ином предмете. Мышца, которая не двигается, не сокращается, «устает» (происходит спазм аккомодации). Это – предпосылки для нарушения остроты зрения вследствие длительного паралича аккомодации. Для контраста, при игре с игрушками ребенок ПОСТОЯННО переводит взгляд с одного предмета на другой, его глазные мышцы «работают» и помогают сфокусироваться глазу на разном расстоянии. Многие исследования обнаружили взаимосвязь длительного использования планшета с миопией.
  2. С точки зрения не работающей мелкой моторики. Нарушается нормальная координация рука-головной мозг, отсутствует нормальный «пинцетный» захват, что влияет на развитие речи, на почерк в будущем, на развитие головного мозга в целом.
  3. Происходит общее снижение физической активности, снижение числа количества шагов за день.
  4. С точки зрения влияние на позвоночник. Если ребенок много времени обездвижен или проводит в неудобной сидячей (согнутой) позе, это, конечно же, влияет на их позвоночник и является фактором риска при развитии сколиоза, кифоза, лордоза и других заболеваний позвоночника. Также выявлена большая частота развития рахита у детей, которые смотрят телевизор более 1 часа в день.
  5. При длительном наклоне головы происходит нарушение нормального кровообращения в шейном отделе и как следствие – разной степени нарушение кровообращения в головном мозге.
  6. С точки зрения влияние на кисти и запястье. Длительное держание планшета в руках, висящая в воздухе рука, постоянное однотонное напряжение мышц кисти и пальцев, — все это может приводить к повреждению сухожилий и связок запястья, проблемам с большим или указательным пальцем («синдром запястного канала»)
  7. С точки зрения влияния на мозг. Исследования указывают на то, что происходит рассеивание внимание, нарушаются социальные навыки. Постоянно мелькающая картинка при просмотре мультфильмов или рекламы отрицательно влияет на эмоциональный фон, приводит к появлению синдрома гиперактивности. Отмечено влияние длительного использования планшетов на депрессивные и подавленные состояния у детей, особенно — подростков.
  8. Может нарушаться сон (проблемы с засыпанием, короткий прерывистый, беспокойный сон). При длительном просмотре телепередач и мультфильмов происходит задержка речевого развития.
  9. С точки зрения влияния на пищеварение. Отмечается взаимосвязь с ожирением у детей. При кормлении за мультиками не формируются основы нормального приема пищи и здорового питания, дети часто из-за просмотра телевизора пропускают приемы пищи или смещают время кормления. Отвлечение внимания на мультфильм во время кормления не вызывает нормальную выработку желудочного сока, не формирует нормальный здоровый аппетит и пищевой интерес, это приводит к нарушению чувства насыщения, перееданию, недоеданию. Кроме того, малоподвижный образ жизни, являющийся следствием сидения за экраном – также дополнительный фактор риска ожирения.
  10. С той точки зрения, что в момент просмотра телевизора или игр на планшете у ребенка НЕ РАЗВИВАЕТСЯ нормальная для его возраста игровая деятельность (например, ролевая игра), не развивается коммуникативная деятельность, нарушается формирование социальных навыков. В этот момент ребенок НЕ ПРОВОДИТ время с родителем. В более старшем возрасте – НЕ ЧИТАЕТ, имеет бесконтрольный доступ к интернет-контенту.
  11. Другие факторы, такие как электромагнитное излучение, исходящее от экранов изучены на сегодняшний день не до конца, однако, также имеют немаловажное значение.

 

Самое ужасное, что вся эта планшетно-телефонная тема или современные мультфильмы: 1- подается как «развивающая» современная деятельность (выходят обзоры развивающих пособий для ребенка, выпускаются «развивающие» игры и т.д.) и 2- очень удобна родителям.

rebenok-pered-televizorom-2481

Отдельно хочу обговорить, что просмотр 3-Д фильмов не рекомендован детям до 6 лет, и вызывает еще большие изменения зрения, чем 2-Д фильмы.

 

Из положительных моментов при использовании планшетов можно отметить: развитие усидчивости, более раннее развитие логики, абстрактного и пространственного мышления и других качеств. Для более старших детей есть много полезных и действительно познавательных и развивающих приложений, однако, даже в более старшем возрасте планшет должен быть использован под контролем родителей, и важно следить как за осанкой ребенка и его позой во время использования планшета, так и за регулярной сменой деятельности с целью исключения «спазма аккомодации». Компания Apple очень красиво изложила ТУТ образовательные возможности планшета в более старшем возрасте.

 

polza-ipad-dlya-detey

А что же делать?

  1. Ограничивать время «контакта с экраном» («Screen-time»):
    1. Рекомендуемое максимальное время за сутки, которое ребенок старше 2 лет может провести перед экраном (не важно – телевидение, планшет или экран телефона) – не более 1 часа в сутки (а окулисты даже рекомендуют дошкольникам не более 30 минут в день).
    2. Детям до 2 лет «контакт с экраном» вообще не рекомендуется.
  2. Очень важно не подавать пример детям. Мама и папа, постоянно держащие и смотрящие в телефон – главный пример для ребенка. Через несколько лет Вы получите копии себя.
  3. Следить за тем, что именно смотрит и во что именно играет ребенок. Каналы\передачи\мультфимы\игры\приложения – все это должно находится под родительским контролем.
  4. Пароли на телефоны или планшеты – лучший способ ограничить ребенка от контакта с экраном.
  5. В детской комнате не должно быть телевизора!
  6. Телевизор не должен работать «фоном» — это рассеивает внимание, влияет на слух и концентрацию внимания. Если вы разрешили посмотреть телевизор – то ребенок садится и смотрит конкретный мультик\фильм. По окончании просмотра телевизор должен быть выключен.
  7. Детям, которые все же вынуждены проводить время перед экраном в связи с домашними заданиями в школе или по другим причинам, важно помнить о том, что регулярно нужно делать перерыв, проводить «зрительную гимнастику» (переводя взгляд с более близких на более далекие предметы), пальчиковую гимнастику, необходимо следить за осанкой и позой ребенка во время игр с планшетом.

Это я как врач говорю. Что я скажу как мама? Планшеты и мультики — это, конечно, ловушка, в которую попали, наверное, все родители мира. Что не поддаться соблазну дать ребенку планшет чтобы иметь возможность отдохнуть, сделать все дела, или спокойно долететь в самолете крайне непросто. Есть ситуации, когда планшет действительно спасет Вас (к примеру, при поездке в самолете, поезде). Но если речь идет о том, что нечем занять ребенка дома, то лучше, конечно, придумать для него все же какое-то иное занятие.

Будьте здоровы!!!

ma1303_i_lastword_07.hmr

Посмотрите Смешной видеоролик про зависимость от гаджетов:

 

Вот ТУТ можно прочитать целую книгу о вреде телевидения -)

 

Более подробно с исследованиями, проведенными на эту тему можно ознакомиться тут: