Эмоции и общение. 0-6 месяцев.

Итак, поговори о социальном и эмоциональном развитии в зависимости от возраста. Начну с самого начала.

От рождения и до 6 месяцев:

  • Происходит формирование привязанности с основным близким, который ухаживает за ребенком. На первом месте находится эмоциональное общение с мамой (или др. близким), ребенок мало отличает свои эмоции от маминых, потребности в общении с другими людьми нет.
  • Эмоции:
  1. К 1-2 месяцам жизни появляется первая улыбка и гуление.
  2. К 3 месяцам ребенок учится выражать свои негативные и положительные эмоции (в тч гулит: ааа, гууу, гыыы, гэээ ). Ребенок различает лицо человека среди других предметов и фиксирует на нем взгляд, но эмоции взрослого еще не имеют значения (это было отражено в экспериментах с нарисованным лицом).
  3. После 3 месяцев ребенок начинает получать удовольствие от внимания взрослого и постепенно начинает различать не только лицо человека, но и его эмоции, выражение лица взрослого, глаза и улыбку, интонацию голоса. Ребенок начинает рассматривать все вокруг и наслаждаться окружающими звуками, предметами, яркими красками, своим телом, и постепенно начинает изучать свойства предметов (берет их, бросает их, пробует на вкус).
  • Способ общения – плач или крик. Вначале- одинаковый для всех случаев, направленный на удовлетворения базовых потребностей. Ближе к 3 месяцам крик становится эмоционально окрашенным и различается в зависимости от потребностей ребенка.
  • Коммуникация – только с несколькими близкими людьми. Первая коммуникация — через взгляд: ребенок смотрит на маму- мама реагирует на него. По мере взросления, ближе к 1-2 месяцам коммуникация происходит через улыбку: ребенок улыбается- мама улыбается в ответ. С 3 мес ребенок гулит – мама повторяет за ним, ребенок ей отвечает.

Об эмоциональных потребностях ребенка от рождения и до 6 месяцев.

  • В этот период формируются первые стереотипные привычки (последовательность действий при режиме дня, привычка к засыпанию и тд), ребенок испытывает потребность в ритмичности каждоневных действий. Последовательная ритмичная ежедневная смена действий важна детям.
  • Основные потребности – в сытости, тепле, сне, комфорте, тактильных ощущениях с мамой, общении с мамой (слышать ее голос, чувствовать ее запах), ритмичности дня.
  • Эмоциональное спокойствие основано на близости человека, к которому ребенок привязан, на стабильности окружающего ритма и мира, оно достигается удовлетворением базовых потребностей и организацией вестибулярных, оральных и тактичных ощущений: кормление, ношение на руках, укачивание, гуление, шипение (непроизвольная попытка воссоздать белый шум, который ребенок слышал внутриутробно). Ребенок раздражается на изменение привычного ритма и окружения, исчезновения близкого человека.
  • Важно для развития эмоционального интеллекта:
  1. повторять за ребенком (гуление, улыбка)
  2. реагировать на плач
  3. разрешать ребенку все трогать, изучать и пробовать, в тч бросать игрушки, засовывать все в рот
  • Игры: смешить ребенка (играть в «ку-ку», ребенок радуется, когда видит глаза взрослого), водить перед ребенком и прятать игрушку, вкладывать предметы в ручку (не надевайте на ребенка «царапки»), предлагать схватить игрушки
  • Повод для беспокойства: если в 4 месяца не реагирует на обращенную к нему речь взрослого и не узнает маму.

Интересно:

  • Дети, у которых не удовлетворены тактильные и вестибулярные ощущения, которые не имеют близкого человека (дети в детских домах, находящиеся в состоянии депривации) сами пытаются удовлетворить свои потребности и качаются, сосут палец или уголок пеленка и тд.
  • Показано, что безразличие со стороны взрослого вызывает у ребенка даже большую тревогу, чем негативные эмоции взрослого.

Педиатр и неонатолог, кандидат наук и мама, Левадная Анна.