Эмоции и общение. 1-2 года.

В возрасте от 1 до 2 лет:

  • Интерес: центральная фигура в жизни ребенка — все еще взрослый, но постепенно ребенка начинают интересовать окружающие дети: не конкретный ребенок, а общая масса детей, наблюдение за ними, движения среди них, тактильные контакты с ними.
  • Эмоции: период с 1 до 3 лет – один из самых наиболее насыщенных периодов эмоционального развития ребенка. Появляется эмоциональный опыт, связанный с внутренними страхами (страх высоты, темноты, животных, страх потеряться и тд) и пугающие сновидения. Может быть страх перед маской, старым лицом и другими необычными для ребенка вещами. С 1,5 лет ребенок может пытаться шутить. Эмпатия (сочувствие)еще не развита (дети, как правило, не могут сопереживать или помогать другим детям). Старается быть в центре внимания и хвастается своими достижениями, любит повторение, рассказы о себе и о событиях, которые свежи в памяти. Все еще важную роль играет ритмичность образа жизни, привычные ритуалы (отхождения ко сну, при пробуждении и тд).
  • Общение: дружить ребенок еще не может; не умеет (и не должен) делиться, уступать, развито чувство собственности, упорство; чётко выделяет свои предметы и умеет говорить «моё», потом замечает предметы близких людей («мамина сумка»),потом отмечает атрибуты, связанные с чужими людьми(«трубочка доктора»)
  • Коммуникация- через речь (обращенную к нему и свою речь, что позволяет полностью эмоционально включиться в ситуацию):понимает больше слов, чем он произносит, использует слова в своих играх, задают простые вопросы
  • Социальное развитие: с 1,5 лет ребенок учится себя обслуживать, появляется желание стать самостоятельным: сморкаться, чистить зубы, застегивать молнию, надевать\снимать одежду, копирует поведение взрослых по хозяйству, может давать знать, что хочет в туалет
  • С 1года начинает произносить свои первые слова и звуки, обозначающие слова (>2х слов), повторять мелодию, звуки животных, понимает простые просьбы, показывает на нужный предмет и на знакомых животных, части тела на себе и на окружающих предметах\людях. К 1,5 годам расширяется словарный запас ребенка (до 30 слов или звуков, эквивалентным словам), у многих детей появляются двусложные предложения (“мама иди”, “ляля бах”, “кушать нет”), дети понимают смысл целых предложений о событиях и явлениях, часто повторяющихся.
  • Ребенок изучает свое тело (засовывает себе в нос\уши мелкие предметы, надевает на голову пакет, изучает половые органы) и своей речью (коверкает слова). В этот период появляется онанизм и навязчивые привычки в том числе, теребление уха или пупка, сосание губы или пальца. В здоровой эмоциональной обстановке эти состояния проходят самостоятельно.

Важно для развития эмоционального интеллекта:

  1. При чтении книг-эмоционально окрашивать читаемый текст, выбирать книги с ритмом и повторяемостью сюжета (напр, «теремок», или «репка»), с включенными страхами в сюжет книги (позволяет прожить и победить страхи через сюжет в книге — это первый опыт выработки устойчивости к страху, как к одной из базовых эмоций (например, книги К.И.Чуковского).
  2. Не подавить собственнические инстинкты, не заставлять ребенка делиться, но поощрять это. Позволять ребенку коллекционировать и хранить ценные для него вещи, найденные где-то (палочки, камушки, ракушки и тд).
  3. Не запрещать изучать свое тело, не запрещать коверкать слова.
  4. Хвалить ребенка за успехи, за старание, за новые навыки.
  5. Проговаривать страхи («собачка злая, она сейчас убежит», «ты упал, тебе больно, скоро все пройдет»).
  6. Выведение из состояний, связанных с кризисом 1го года (плаксивость, обидчивость, сопротивление) – переключение, объятия, проговаривание чувств.
  7. Озвучивать события, отвечать ребенку, хвалить за успехи
  8. Ребенку, который плохо говорит можно вводить самые простые слова в быт (ам-ам;кака;бах;пока; куп-куп;кач-кач;пипи;бобо):это не сюсюкание\искажение слова, а упрощение, то есть звуки-аналоги к самым частым действиям. Это позволяет ребенку начать коммуницировать с родителем до того, как он сможет произнести полноценные сложные слова. Это не замедлит развитие правильной речи, зато ускорит коммуникатиные навыки.
  • Игры: показывать части тела, игры в прятки, сюжетная игра (чаепития, приготовление пищи, укладывание спать, одевание, катание, копание экскаватором, игры в животных)
  • Повод для беспокойства: если к 18 месяцам не говорит простых слов (или звуков, обозначающих предметы\действия) и не понимает просьб

Интересно:

  • Начинается период «собирательства»: ребенок находит и сохраняет камушки, ракушки, палочки и тд.

Педиатр и неонатолог, кандидат наук и мама, Левадная Анна.