Эмоции и общение. 2-3 года.

  • Интерес: ребенок все еще заинтересован в общении со взрослыми как своими проводниками и учителями во взрослом мире. Однако большинство детей в этот период начинают проявлять интерес к другим детям и пытаются с ними разговаривать и играть.
  • Эмоции: дружить ребенок еще не умеет, не умеет делиться/уступать, развито чувство собственности, упорство. Эмпатия (сочувствие) все еще не развита, дети редко могут сопереживать или помогать другим детям. Ближе к 3 годам ребенок достигает «кризиса 3 лет», связанного с негативизмом: пытается все сделать самостоятельно и упорно идет к цели, ломает привычные стереотипы и ритуалы, сопротивляется заведенному ритму жизни. Это-нормально!
  • Общение и коммуникация- через речь, речь бурно развивается, становится эмоционально окрашенной. Громкость и тон голоса плохо контролируются ребенком. До 90% речи понятна взрослому. Ребенок понимает рассказ без показа, знает свои имя и фамилию. Появляются вопросы типа: «Что там?», «Куда?», «Почему?», «как?», пытается рассказать о ярком событии, которое недавно произошло (но которого нет сейчас), может запоминать окончания (или целиком) простые стихи, может петь
  • Социальное развитие: пытается самостоятельно надевает/снимает простые вещи, контролировать свои физиологические отправления, самостоятельно моет и вытирает руки, подражает взрослым в работе по дому, умеет накалывать вилкой и пытается резать ножом.

Интересно:

  • Ребенок занимается одним делом около 8-10 минут (если считать по очень-очень грубой формуле: возраст умножить на 4 (или на 5)-это время, на которое ребенок может сконцентрировать внимание и заниматься одним делом). Не требуйте от детей большего.
  • Во время занятий творчеством мало кто из детей может проявить фантазию и придумать что-то свое, большинство детей копируют и подражают увиденное в данном возрасте.
  • Речь становится эмоциональной, запас активных слов у большинства детей начинает быстро расти (активный словарь до 150-300 слов или звуков, отражающих действие\предмет), появляются трехсловные предложения, ребенок начинает употреблять предлоги, прилагательные, местоимения (я и ты, но могут иногда их путать) и слова во множественном числе. Многое (примерно 2\30) из сказанного понятно взрослому. Длина предложения 1-2 слова. К 3 годам ребенок правильно использует местоимения «я» и «ты», начинает использовать слова в прошедшем времени и во множественном числе, знает до 1000 слов, знает свой пол, имя, возраст и имена родителей. Не стоит ждать, что ребенок ответит на вопросы, обращенные к нему даже если он их понял.

Важно для развития эмоционального интеллекта:

  1. Проговаривать эмоции, описывать чувства (свои и ребенка), проигрывать в игре страхи ребенка
  2. Не стыдить ребенка за проявления чувств, не смеяться над эмоциями и страхами
  3. Не подавить стремление ребенка к самостоятельности
  4. Не давить негативизм, а научить ребенка находить компромисс между своими желаниями и возможностями окружающего мира. Это обеспечивает возможность самостоятельного выбора, принятия решений, постановки и добивание целей и преодоление препятствий.
  5. Дошкольники развиваются только через игру. Важно дать им возможность самостоятельно проживать все свои игры и создать для этого благоприятную обстановку (много пространства, мало игрушек, желательно — игрушки без мелких и конкретных деталей, что способствует развитию воображения). Очень важно, чтобы у ребенка было достаточно времени на свободную самостоятельную игру.
  • Игры: начинает закладываться способность к сюжетной игре (пока это не сюжетно-ролевая игра, а просто сюжетная игра (кормление животных, укладывание куклы спать), а ролевая игра (например, захват бандитов полицейскими) развивается ближе к 4-5 годам). Сюжетная игра развивает речь, воображение, эмоциональный интеллект, творческие способности, память, социальные отношения, помогает побороть и пережить страхи через проигрывание различных ситуаций и конфликтов. Ребенок уже может воспринимать книги, в которых есть простая доступная сюжетная линия, в тч книги, описывающие эмоции персонажа.
  • Повод для беспокойства: если в 2,5-3года ребенок не строит предложения и знает менее 20 слов или звуков (звуки тоже считаются), обозначающих предметы\действия, а лишь повторяет фразы взрослого.

Педиатр и неонатолог, кандидат наук и мама, Левадная Анна.