Мы с сестрой всегда жили очень дружно, никакой ревности или ссор у нас в детстве не было, но я все равно очень волновалась по поводу того, как мои дети воспримут друг друга.
Особенно я заволновалась в первую неделю после рождения второго, когда заметила, что старший стал очень плаксивым. Разница у моих деток 3г8м.
Когда я была беременна во второй раз, я даже и представить себе не могла, что смогу полюбить еще кого-то кроме старшего сына. Сейчас Марта и Роберт очень хорошо относятся друг в другу, много играют в догонялки и прятки вместе. Но я все еще напряжена на эту тему
Сейчас мне кажется, я могу свести все советы, о которых я когда-либо читала и свой опыт в такой список того, что можно сделать чтобы улучшить отношения братьев/сестер и нивелировать неизбежную ревность
- до рождения попытаться максимально реалистично описать старшему что его ждет (я купила книжку про малыша дома, и мы ее вместе читали); не говорите ребенку что он сможет играть с братом/сестрой, это разочарует ребенка (мой почти плакал, когда понял, что с сестрой нельзя играть)
- Можно предложить пообщаться с животиком (я делала вид, что дочка изнутри толкается в ответ на речь брата: его это очень трогало, он ждал сестричку и заранее ее любил)
- перед рождением можно подготовить подарок старшему от новорожденного; в день выписки много внимания (почти все) уделяйте старшему (я поздравила сына с тем, что он стал старшим братом; в первые пару месяцев маленькому ребенку почти не нужно внимание, и чтобы старший ребенок не думал, что его разлюбили, я бросала все свои дела и всегда оказывала внимание старшему).
- акцентировать внимание на том, как младший любит старшего: как малыш улыбнулся, как потянулся к старшему
- говорить при старшем как младшему повезло иметь такого брата/сестру; Какой старший молодец, что защищает, помогает и играет с младшим
- стараться играть в какие-то объединяющие игры: догонялки, прятки, кукольный театр, дочки-матери (с разными ролями; в том числе, если старший хочет быть «малышом», особенно ему хотелось в это поиграть на первом году жизни младшей, сейчас почти прошло)
- очень поощряю и открыто радуюсь их совместным играм
- позволяю старшему играть в малыша, беру на ручки если просит; никогда не забывать о том, что старший еще тоже ребенок
- если кто-то кого-то обидел, то не обвинять того кто виноват, а жалеть пострадавшего и предлагать второму присоединиться (обнять, погладить по голове)
- не ругать одного при другом
- принять негатив одного по отношению к другому, проговорить чувства и показать, что проявлять негативные чувства-это нормально
- делать младшему замечания если он не прав и разъяснять ему ситуацию при старшем даже если он еще ничего не понимает
- не предлагать все равное, а делать акцент на том, что каждому по потребностям/возрасту/полу
- не заставлять старшего уступать младшему, давать ему свои игрушки, но очень поощрять если старший это делает; выделить каждому свой ящик для своих игрушек и следить чтобы младший всегда «просил разрешения» взять игрушки старшего (вначале вашими словами); научить старшего как правильно забрать свою игрушку у младшего (не отбирать, а дать что-то другое взамен, поменявшись)
- не заставлять старшего заботиться о младшем, но очень поощрять его заботу и защиту; можно выдать старшему свою куклу для заботы о ней
- не сравнивать детей друг с другом, а сравнивать ребенка со своими успехами в прошлом
- проводить время с каждым из детей по отдельности
- не говорить, что вы любите их одинаково, а объяснять, что в сердце вместе с рождением второго ребенка рождается другая любовь к нему
- если дети требуют внимания одновременно, то переключить их обоих на совместное занятие или если ребенку меньше года, то сделать выбор в пользу старшего
- мне очень помогла прекрасная книга Мазлишь и Фабер «Братья и сестры: как подружить их», я всегда следую их совету: при конфликте-дать ребенку высказаться, выслушать, сочувственно кивать и говорить о том как вы его понимаете, озвучить чувства ребенка и потом сказать, что уверены, что дети смогут сами решить конфликт
- можно вспоминать о каких-то позитивных моментах, которые коснулись их совместного времяпровождения
- позволять формировать привязанность на тактильном уровне: позволять ребенку трогать, гладить, обнимать, брать на ручки младшего (под вашим контролем и подстраховкой, а не одергивать все время «не трогай личико», «помой руки вначале», «не суй руки в рот» и тд); в том числе, можно вместе купать и укладывать спать детей.
- можно покупать детям похожие предметы одежды
- говорить почаще » НАША Марта», «НАШ Роберт»
- чем больше дети проводят времени друг с другом, тем выше привязанность друг к другу
- вместе выбирать подарки для другого или готовить сюрпризы другому отдельно от него.
В книге Мазлишь и Фабер пишется о том, что почти во всех семьях есть ревность между братом и сестрой.
Кандидат наук и мама, педиатр и неонатолог, Левадная Анна Викторовна.