12-15 месяцев: развитие и игры.
?К 15 месяцам расширяется словарный запас ребенка (до 10-30 слов), ребенок хорошо и долго ходит не присаживаясь, наклоняется, может пятиться назад, поворачивается, может самостоятельно есть густую пищу, начинает повторять ранее видимые действия в игре и различает предметы по величине с разницей в 3 см.
?Исходя из вышеописанного, кратко напишу об играх, в которые можно играть с ребенком от года до 1г3месяцев. Ранее я писала об играх с ребенком до года; все те игры остаются, конечно, в силе.
?Все игры и занятия с детьми в этом возрасте можно разделить на несколько групп: развитие речи?, мелкой моторики и логики?, ролевые игры??, крупной моторики ?, музыкальных способностей? и творчества?.
1⃣Развитие речи ?:
✅учить звуки животных, которые ребенок может увидеть и которые легко произнести (корова-мууу, гуси-гага, собака-афаф, лягушка-ква-ква, курица-коко, мышка-пипи, кошка-мяуу, сова-у-у)
✅введение самых простых слов в быт: ам-ам; кака; бах; пока; куп-куп; кач-кач; пипи; бобо и тд. Это не должно быть сюсюкание не искажение слов, а упрощение, то есть звуки-аналоги к самым частым действиям. Это позволяет ребенку начать коммуницировать с родителем до того, как он сможет произнести полноценные слова. Это не замедлит развитие правильной речи, зато ускорит коммуниционные навыки.
✅показывать части тела (на ребенке; на куклах/животных; на родителях)
✅произносить действия (поднимай ручки; отнеси папе; садись, и тд)
✅игры в прятки с произнесением «куку»
2⃣ Развитие мелкой моторики и логики:
✅засовывание крупных предметов в отверстие (мячики\фломастеры в трубочки\тубус)
✅простые сортеры по форме: засовывание 2-3 разных предмета (кубик\шарик\фломастер) в самодельные коробочки с отверстиями и прорезями (предмет должен проникать обязательно с усилием)
✅тренировка пинцетного захвата (втыкать зубочистки в пластилин; палочки в отверстие)
✅ стаканчики (разбирание и собирание; разрушение),
✅пирамидка (нанизывание без сортировки)
✅сортировка по 2-3 самым простым цветам
✅перекладывание предметов руками\ложкой\ковшом из одной емкости в другую
✅песок и кинетический песок: прятать в песок игрушки, класть лопаточкой в ведерко
✅сенсорные коробки под присмотром родителей (манка, крупы, фасоль, макароны, кинетический песок; пересыпание/складывание в ведерко)
✅подбор 2-3 разных простых крышек к баночкам
✅юла
✅сопоставление разных крышек
✅рвать салфетку, бумажку
✅большой лабиринт (как в Икеа продается)
✅молоточек стучит по шарикам (тоже как икеевский)
3⃣ Ролевые игры (разумеется, приведены примеры игр; конечно же, допускается и игра девочек в машинки, и игра мальчиков в куклы):
?Девочки: куклы, животные, чаепития, приготовление пищи, укладывание спать, катание в коляске, одевание, расчесывания и тд
?Мальчики: катание машинок, копание экскаватором, игры в животных, поезда и тд
4⃣Крупная моторика
✅прыгание и бег (с поддержкой)
✅самостоятельное катание с горки
✅залезание по вертикальной лестнице (с поддержкой и со страховкой)
✅обучение хождения по лестнице за ручку с постановкой одной ноги на одну ступеньку
✅хождение по различным сенсорным дорожкам
5⃣Творчество и музыкальное развитие
✅пальчиков краски или рисование крупными кистями (гуашь)
✅крупные мелки
✅соленое тесто или пластилин: раскапывать спрятанный предмет, втыкать пальчик в шарик из пластилина
✅толстые (смывающиеся) фломастеры
✅предлагать музыкальные инструменты (колокольчик, ксилофин, бубен, марокасы) и ставить песенки слушать; танцевать с ребенком используя самые простые понятные ребенку движения (топать ногами, ручки на бока, кивать головой, подпрыгивать (лично я рекомендую песенки Железновых)
✅книжки с картонными страничками и четкими рисунками; с окошками или сенсорные книжки (без сюжета)
?Игрушек должно быть не много. Разные игрушки должны быть выставлены в зоне доступа детей, но без нагромождения. Остальные игрушки-убраны. Недели через 2 вынимается и выставляется новая порция забытых игрушек, а старые убираются на 2-3 недели.
?Также можно попробовать предложить ребенку любые пособия для 1-2 лет (Школа семи гномов, и т.д)
Педиатр и неонатолог, кандидат наук и мама, Левадная Анна.