Как помочь становлению звуков без логопеда? 

Поговорим о нарушении постановки разных звуков в речи у ребенка.
?Проблемы со звуковой стороной речи – наиболее частая причина обращения к логопеду.

?Большинство вопросов связаны с жалобами родителей на то, что ребенок не выговаривает тот или иной звук. Не букву, а именно звук, поскольку буквы мы пишем и видим, а звук — слышим)).

IMG_4234.JPG

❗️❓Для начала определимся с возрастными нормами. Итак, в норме:

✅ в 1 год ребенку для произношения доступны звуки: а, у, и, п, б, м;

✅к 2 годам ребенок может произносить звуки: о, н, т’, д’ (т.е. мягкий вариант звуков), т, д, к, г, х, в, ф;

✅ к 3 годам к ним присоединяются й, л’, э, с’. При этом мягкий звук Л, зачастую появляется в речи к 3,5 годам;

✅ в 3-4 года в речи ребенка должны появиться звуки ы, с з,ц;

✅ в возрасте от 3 до 5 лет появляются звуки ш, ж, ч, щ, л, р, р’. При этом вариантом нормы является появление звука Р и его мягкого варианта к 6 годам.

✅ К 5-6 годам звуковая сторона речи должна быть полностью сформирована.

 

➡️➡️➡️Важно помнить, что небольшие отклонения от норм, не являются поводом для немедленного визита к специалисту. Предположим, если трехлетка в целом неплохо говорит, строит фразы, имеет достаточный активный и пассивный словарный запас, но не выговаривает звук Ль, просто дайте ему шанс сделать это в ближайшее время самостоятельно. Позанимайтесь гимнастикой для язычка, уделите немного вашего времени малышу и скорее всего, у Вас все получится.
➡️➡️➡️Отличным критерием речевого развития ребенка является ясность, понятность речи Вашего малыша для окружающих. В 4 года ребенок уже должен говорить так, чтобы его речь могли понять посторонние люди, а не только близкие.
➡️➡️➡️Как правило, работу по звукопостановке логопеды начинают с 4 лет. Обращаю внимание, именно ставить звуки! До этого возраста логопеды также активно работают над речевым развитием, но это развитие в целом: дыхание, сенсо-моторика, артикуляционная гимнастика, логоритмика и пр. Хотя в некоторых учреждениях Вы можете услышать рекомендации «подождать до 5», я бы не советовала во всех случаях следовать этому. И, скажем, если в 4,5 года у ребенка отсутствуют, либо имеются некорректные звуки С, СЬ, З, Зь, Ж, Ш, Ц, Ч, Л, Ль, Р, Рь (от 5-6 звуков и более), лучше все же обратиться к специалисту, который будет готов помочь ребенку. В противном случае, велик риск потерять время впустую, а потом в спешке приводить речь в порядок перед школой.

 

 

???Теперь предлагаю выделить звуки, произношение которых чаще всего бывает нарушено и разобрать варианты самостоятельной работы над ними.
1⃣Свистящие звуки С, Сь, З, Зь, Ц. 

✅Работу по коррекции произношения свистящих звуков нужно начинать с работы над артикуляцией звука «С». Правильное положение органов артикуляции при произнесении звука «С»:

➢ зубы сближены или находятся на расстоянии 1мм друг от друга,

➢ губы растянуты в улыбке,

➢ язык должен упираться в нижние зубы,

➢ холодная воздушная струя проходит по желобку, образуемому языком.

Для того чтобы произношение звуков стало верным нужно подготовить органы артикуляции, сформировать направленную воздушную струю.

Комплексы упражнений, которые нужно выполнять немного различаются, в зависимости от характера нарушений произношения, но я выделяю следующие базовые упражнения артикуляционной гимнастики, необходимые нам для получения корректного звука «С»:

➢ «Заборчик» — губы открыты, зубы должны быть сомкнуты. Удерживать такое положение до счета 5-10. Повторить 5 раз.

➢ «Желобок» — улыбнуться, приоткрыв рот, положить широкий язык за нижние зубы, воздушную струю направляем на середину языка. По центру язычка появляется как бы небольшое желобок. При этом мы просим ребенка дуть холодным воздухом (!);

➢ «Горка» — рот приоткрыт, губки улыбаются, широкий кончик языка упирается в нижние зубы, дуем на середину языка (холодный воздух). Повторяем упражнения по 5 раз.

Работая над развитием артикуляционных мышц нужно обязательно развивать фонематический слух. Это нужно для того, чтобы вариант верного звука всегда был в памяти ребенка, в так называемой «решетке фонем», ведь только в этом случае он будет понимать, к какому звучанию нужно стремиться. Здесь нам помогут такие игры, как например, «Хлопни в ладоши, когда услышишь», «Подними руку, когда услышишь» и так далее. Суть игры: мы произносим отдельные звуки, среди которых ребенку нужно выделить на слух звук «С» и хлопнуть в ладоши, либо поднять руку. Далее по аналогии произносим слоги, а потом и слова.

В эти же игры мы играем при постановке других звуков.

После того, как будет вызван корректный звук, приступаем к работе по его автоматизации, т.е. введении этого звука в речь. Для это нужно проговаривать слоги, слова, предложения, чистоговорки со звуком «С» и следить за верным произношением.

✅Звук «З» произносится аналогично, но добавляется голос.

✅Звук «Ц» это по сути слитное произнесение звуковТ и С (ТС).

 

 

2⃣ Шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ

В этой группе звуков работу начинаем со звука «Ш».

Когда звук Ш произносится правильно:

➢ губы округлены и слегка вытянуты вперед;

➢ зубы сближены, но не соприкасаются;

➢ язык принимает форму чашечки, его кончик касается бугорков за верхними зубами (альвеол); воздушная струя сильная, теплая, выходит посередине языка.

 

Основные упражнения артикуляционной гимнастики:

➢ Наказать непослушный язычок. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Повторяем 5 раз до счета 5.

➢ Сделать язык широким. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти.

➢ Вкусное варенье. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз. Повторяем 5-7 раз.

➢ Фокус. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

➢ Чашка. После того, как ребенок научится распластывать язык и делать его широким, освоил упражнение «вкусное варенье», предложите ему: «Приоткрой рот, сделай чашечку из языка, как я и поставь на бугорки за верхними зубами. А теперь подуй на язык. Слышишь, как зашумел ветер?» Воздух, проходя через небольшую щель между передним краем языка и нёбом, образует звук ш.

 

✅Как только удалось вызвать корректный звук Ш, автоматизируем его, вводим в речь. Сначала просто многократно «шипим», затем произносим в звуках, слогах, словах.

✅Образование Ш и Ж отличается лишь наличием или отсутствием голоса, то есть звуки Ш и Ж произносятся практически одинаково, только Ш — глухой, а Ж — звонкий.

Если ребенок научился правильно произносить звук Ш, при добавлении голоса Ж у него получится автоматически.

✅Звук Щ: органы артикуляции расположены также, как при произнесении звука Ш, только спинка языка дополнительно приподнята к небу.

✅Звук Ч складывается из слитного произнесения звуков Ть и Щ (ТьЩ).

 

 

➡️В следующей статье мы поговорим о постановке звуков Л и Р.

➡️А я еще хотела отметить, что все указанные выше способы работы над звуками, безусловно, принесут пользу, и возможно помогут вызвать корректный звук самостоятельно, однако, к сожалению, в некоторых случаях без помощи специалиста не обойтись. Ведь не зря логопед оснащен дополнительными инструментами и средствами для звукопостановки.
➡️В заключение, хотела бы порекомендовать замечательную книгу «Самоучитель по логопедии», автор М.А. Полякова. Это настоящее практическое руководство по постановке звуков и работе над речью. Причем, изложенное доступным для не специалистов языком. Здесь описаны все возможные варианты вызова звуков, перечислены основные проблемы, с которыми можно столкнуться, а также указаны тонкости, «секреты» звукопостановки.

Екатерина Петунина, логопед-дефектолог, мама мальчиков-двойняшек