Моя школа. Часть 1.

Девочка с гладиолусами — я. Я — первоклашка там.
Настал учебный год и я вижу как многие родители нервничают.
Я совсем не волнуюсь, потому что очень мало значения придаю школьному обучению, дисциплине и оценкам. У меня другие ценности и мысли по поводу детства детей.
Начнем с того, что я не рассчитываю, что школа будет для ребенка источником знания. Звучит странно, верно? Но правда состоит в том, что спустя годы в памяти остается всего несколько процентов полученной информации. И этот процент зависит от многих факторов: от наглядности информации, от харизмы учителя, от того, в письменном или в устном виде она была получена, от особенностей и памяти ребенка. Но общий смысл именно в том, что человек ЗАБЫВАЕТ. Давайте по-честному: кто из вас сейчас сможет взять интеграл? А вспомнить дату битвы на Калке? По голосованию в сториз, только 27% из моих читателей считают, что свои знания они получили в школе, при этом 73% (или 26 тысяч человек) так не считают. А моя бабушка и вовсе говорила, что «воспитание и образование происходит за ужином».

Да, есть общий, усредненный уровень знаний, которым человек должен обладать. На мой взгляд, на выходе из школы ребенку достаточно поверхностное представление обо всех предметах, то есть в общих чертах понимать основное. А самое главное- ЗНАТЬ КАК И ГДЕ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ, интересоваться новыми знаниями, хотеть учиться, ведь обучение у человека продолжается всю жизнь.
И я вижу основные проблемы школьной системы так:
➡школа не дает средний уровень знаний по каждому предмету (школа и родители несерьезно относится ко многим «не важным» предметам)
➡она убивает мотивацию ребенка на более глубокое изучение предмета (и требует конечный объем знаний)
➡школа скучна по сравнению с реальной жизнью (там нет ярких красочных картинок\видео\опытов\рассказов)
➡школа учит конкуренции, а не взаимодействию (которое гораздо важнее в современном мире)
➡школа травматична для многих (в первую очередь из-за оценок и проверки знаний, которые необходимы в данной системе так как у ребенка нет другой мотивации), а в небезопасной среде ребенку трудно усваивать новые знания.


➡оценки в школе неадекватны. Проблема неадекватности школьных оценок проистекает из вышесказанного: оценки характеризуют степень зубрежки. И это главная причина, по которой они бессмысленны. Ну и, конечно, они слишком узки (именно 5 баллов) не мотивируют ребёнка учить что-то новое и принуждают детей сравнивать свои успехи с успехами других. Увы, на сегодняшний день, оценки все еще нужны для того, чтобы продвигаться по жизни. Хотя большинство проголосовало в сториз, что хорошие оценки не помогли им в жизни! Кроме того, у меня есть мой личный негативный опыт.

Я училась в престижном лицее в центре Москвы, на Цветном Бульваре. Но я так плохо отношусь к этому лицею, что иногда мне кажется, будто бы я всю жизнь ждала, что меня позовут в школу, как родителя и там я «отыграюсь» за себя или вот такой пост напишу. Маму вызывали в школу один раз. Учительница французского обозвала меня вруньей и спросила, неужели моя мама верит подростку (т.е. мне), а не ей. Но мама верила мне и для меня это важный урок бещусловной веры в своего ребёнка.
Проблемы моего лицея были стандартными: нет нормального уровня знаниы по ВСЕМ предметам и агрессия некоторых учителей. Некоторые учителя почти не дали никаких знаний (у нас это были биология, география, физкультура). Самые интересные уроки о нашей планете, о путешествиях были изуродованы никому не нужным рисованием контурных карт. Вместо того, чтобы сказать: «Дети, география повсюду, давайте я вам расскажу о традиционных блюдах разных стран», нас заставляли учить условные обозначения на карте. А как интересно можно рассказать о биологии! Вот она, в тебе! Увлекательная! Поговорить про вред курения, про то, как мы двигаемся и т.д. А у еас взрослые не знают элементарного, например, что такое 12-перстная кишка (а вы знаете?). Параллельно с этим, в моей школе были учителя, которые внушали мне такой страх, что я еще много лет не могла, например, слышать слово «история». Откровенное хамство, угрозы, зачитывание «ляпов» других учеников при всем классе. И только спустя много лет мне попадется в руки Радзинский и я пойму, насколько, на самом деле, история увлекательная и что её можно читать, как роман. Наша «англичанка» говорила какому-то мальчику: «я тебя фейсом об тейбл!» Да-да, цент р Москвы, конец 20 века, один из лучших лицее в города. Знаете ли вы, как травмирует ребёнка то, что он является свидетелем абьюза, даже есть термин «травма свидетеля»?

А ведь это тоже буллинг? Химичка, которая говорила моей сестре:»Кто тут строит из себя самого умного». Я могу долго говорить. Благодарности к школе мало, нормальных учителей — один/два, талантливых, тех, кто «зажгут» любовь к своему предмету — ноль.

Проблема в том, что СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ школа не дает главного — СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по всем предметам. Т.е. какого-то усредненного уровня, одинакового для всех учеников и всех предметов. И, конечно, травмирует психически, подавляет личность, отталкивает от интересных предметов, убивает стремление учить что-то новое. Мне хочется верить, что это именно мне не повезло и есть другие школы. И, конечно, здорово, если вам повезло и у вас чудо-школа!

 

Я уже молчу о том, что школа не учит дружить с ребятами другого возраста (и другого уровня знаний, соответственно). Не учит взаимодействовать классы между собой. В школе много буллинга (46% моих читателей сталкивались с ним). В школе создается жуткая атмосфера конкуренции и не нормальное пренебрежение и неуважение к «другим» параллелям или классам. Хотя именно дружба так важна в школе (у 67% читателей школьные друзья остались на всю жизнь). У меня для сравнения, был опыт обучения в канадской и испанской школе (об этом в след постах). Для Роберта мы выбрали школу, которая максимально далека от стандартной школьной системы и я ею пока довольна.

Кандидат наук и мама, педиатр и неонатолог, Левадная Анна Викторовна.