Музыка: мучить или учить?!

Сейчас уже широко известно о благоприятном влиянии музыки на развитие ребенка. Есть целое направление музыкальной терапии, люди лечат деменцию, аутизм, психические расстройства, нарушения речи музыкой. У людей, занимающихся музыкой, выше IQ, медленнее происходят процессы старения.

Моя подруга, Алиса Кузнецова, снова делится с Вами опытом о том, как же привить любовь к музыке нашим детям.

——————————————————————————————————————————————————

 

В Советском союзе очень большое количество детей занималось музыкой. Много ли вы знаете вокруг себя людей, которые ходят на концерте, садятся дома музицировать? Лично я в своем окружении таких не знаю, не считая тех, кто занимается этим профессионально. Поэтому я бы хотела поделиться своим педагогическим, а также жизненным опытом в воспитании детей музыкой.

 

Говорят, музыка хорошо влияет на развитие плода, музыкальная терапия хорошо зарекомендовала для лечения аутических и других психо-неврологических проблем, музыка – отлично развивает математические способности, это может показаться абсурдным на первый взгляд, но это так, именно поэтому величайшие математики: Рене Декарт, Готфрид Лейбниц, Христиан Гольдбах, Жан д’Аламбер, Леонард Эйлер, Даниил Бернулли – изучали феномен музыки, Христиан Гольдбах писал так: «Музыка — это проявление скрытой математики». Музыка отлично развивает: мелкую моторику (игра на музыкальном инструменте задействует пальцы), память (нужно учить тексты), слух, координацию (нужно играть и смотреть одновременно в ноты).

 

Так почему же тогда дети рыдают на занятиях в музыкальных школах, а заканчивая их, не подходят больше никогда к инструменту?

 

Попробуем разобраться по порядку во всем.

  1. Все должно быть своевременно. Не нужно начинать в 1, 2, 3, 4 года… Это абсурд, даже если ваш ребенок гений, то все равно физиологию обмануть невозможно! Руки, голова, координация должны быть сформированы, поэтому игра на инструменте не может происходить раньше 5, а лучше 6 лет. Для того, чтобы научить ребенка играть на инструменте, нужны следующие качества: в первую очередь должна быть некая осознанность и возможность у ребенка отследить – сделал – не получилось – попробовал еще раз – получилось. Это происходит примерно в 5, 6, 7 лет: это — самое время начинать играть.

 

Дети, которых я учу приходят и 3, и 4 года, так вот поверьте, к 7 годам они умеют наравне с теми, кто начала в 6, но вопрос сколько нервов, сил и слез за это время потрачено…

 

  1. Что делать до 5 лет?

Что можно делать в 1, 2, 3, 4 года:

  • можно ставить музыку, которая соответствует развитию, например, у Сен-Санса есть чудесное произведение «Карнавал животных», оно большое и длится около 20 минут, так вот можно изучать животных: в карточках, фигурках, нарисовать и т.д., и про кенгуру, и про упрямых ослов, и про рыбок, и, конечно же, про лебедя — знаменитый балетный номер «Умирающий лебедь». Можно рассказать ребенку, как называются номера произведения, а потом под музыку найти карточку или фигурку того животного, музыку которого играет оркестр.
  • Помимо этого, можно развивать чувство ритма – для этого прекрасно подошли бы ксилофоны, трещотки, бубны и т.д.,
  • Можно петь песни или ставить их на компьютере, а ребенок отбивает ритм, также отлично помогают хлопать в ладошки, а затем маршировать ногами, заодно координацию разовьете.
  • Ну и конечно, петь песни, это можно делать бесконечно, про животных, хиты из мультиков, народные, колыбельные, неиссякаемый культурный пласт.

Это можно делать самим, а также с педагогом, но только не ставьте своей задачей только учить играть на инструменте.

 

  1. Так мучить или учить? Или как сделать так, чтобы ребенок сам захотел заниматься?

Очень часто, к сожалению, я встречаю родителей, которым кажется, что любовь к музыке можно привить, занимаясь два раза в неделю с педагогом, к сожалению, как и любовь к спорту, чтению и чему-либо еще так привить нельзя. Занятия музыкой – это часть общего воспитания ребенка, без любви к литературе, живописи, ничего не выйдет. Музыка – это одна из составных частей     искусства, она неотделима от других видов. Поэтому я практикую с учениками совместные походы на концерты, в музеи и к счастью в нашей стране есть отличные места для совместных походов: Московская филармония организует прекрасные детские абонементы, в Третьяковской галерее и Пушкинском музее проводят экскурсии и занятия живописью для детей. Все вместе позволит вырастит человека, с широким кругозором, абстрактным мышлением, что вместе составляет понятие – интеллигенция.

 

Алиса Кузнецова (Семенихина),

Пианистка, лауреат международных конкурсов,

Педагог студии эстетического воспитания «Капля», Новорижское шоссе, коттеджный поселок «Онегино».