Нарушения сна глазами педиатра и сомнологов.

Крепкий сон очень важен для нормального роста, для нормального психического развития, роста головного мозга и нормальной секреции гормонов.

Нормы сна за сутки указаны в табличке:

14328027181432725367sleep_recommendaations

Что нужно знать про детский сон?

  • До 2.5-3 месяцев сон ребенка большей частью состоит из активного поверхностного сна, из которого он легко просыпается в случае, если голоден или испытывает какой-то дискомфорт. При этом, если ему комфортно, его бывает довольно сложно разбудить шумом, речью и даже прикосновениями. Однако, после 3-месяцев дети становятся более требовательны к окружающей обстановке во время сна
  • у детей на первом месяце жизни активная фаза занимает примерно 80% сна, к 4 месяцам уже 40%, к 3 годам- 30%: в активную фазу сна ребенок двигается во сне и может разбудить себя сам движениями рук или вздрагиваниями
  • на важных этапах развития малыша: в возрасте 14-17 недель, около 7-10 месяцев (в тот момент, когда он начинает вставать, садиться, ползать), и особенно, когда он начинает делать первые шаги (около года) и говорить (в 1,5 – 2 года) может происходить т.н. «регресс сна» – временное (от 2 до 6 недель) нарушение сна. Сон ребенка, который раньше хорошо спал, внезапно портится — это касается и прерывистого и короткого ночного сна, и проблем с дневным сном
  • Учитывая особенности физиологии детского сна, начиная я 5-6 месяцев почти каждый ребенок может заснуть самостоятельно и спать всю ночь
  • К 9-12 месяцам ребенок перерастает физиологическую потребность в ночном кормлении и с этого возраста можно пробовать плавно отучать ребенка проспаться ночью чтобы поесть (отвлекать, уменьшать время кормления грудью, снижать объем смеси в бутылочки).
  • Дети не могут «доспать» утром недостающие часы: с 3х месяцев и до 5-6 лет дети просыпаются согласно своим биологическим часам независимо от того во сколько они заснули ночью, а иногда даже ситуация обратная: чем позже ребенок лег, тем раньше он просыпается), а недосып у них накапливается и такие дети будут хуже спать и следующим днем.
  • У детей с хроническим детским недосыпом чаще отмечается ожирение, синдром гиперактивности и дефицита внимания
  • лучшее для абсолютного большинства детей время для отхода ко сну согласно биоритмам – с 19 до 20:30 (отклонения крайне редки и не больше, чем на час)
  • Если ребенок ложиться позже 21 часа, то у него нарушится и замедляется выработка мелатонина – гормона сна, и происходит выброс кортизола, как результат – ребенку сложнее заснуть, он будет чаще просыпаться ночью. У мелатонина ооочень много важных функций, в т.ч., участвует в работе имунной системы, регулирует артериальное давление, участвует в обновлении клеток, усиливает антиоксидантную защиту, регулирует функционирование кишечного тракта, влияет на рост и развитие клеток мозга.
  • Потребность в количестве сна летом не изменяется, несмотря на изменение светового дня: необходимо соблюдать летом тот же режим, что и зимой
  • Дети не могут нормально заснуть если они перевозбудились: необходимо четко отслеживать время бодрствования и начинать укладывать ребенка исходя из возрастных и индивидуальных норм бодрствования
  • Детям до 3 лет дневной сон обязателен. После трех лет желательно организовать детям «тихий час»: время чтения, спокойных игр и занятий
  • Нарушения сна возникают у почти 25-30% детей в возрасте от 1 до 5 лет.

 

Признаками дефицита сна могут быть:

  • Дневная гиперактивность, утомляемость, чрезмерная привязанность к маме, рассеянность, капризность, раздражительность и другие дневные расстройства
  • Ребенок каждый раз засыпает в машине
  • Ребенка приходится будить каждое утро (не просыпается сам)
  • В течение дня ребенок капризный и раздражительный
  • Ребенок часто встает до 6 утра
  • Иногда ребенок засыпает в ночь намного раньше, чем обычно

 

Как правильно организовать детский сон?

  • Ребенок должен научиться засыпать самостоятельно: тогда он, проснувшись ночью может сам заснуть;
  • Для самостоятельного засыпания необходима примерно следующая последовательность действий:
    1. вводить ритуалы сна (ритуал должен быть коротким и позитивным, настраивать ребенка на засыпание, завершаться в постели в присутствии родителя: стишок, песенка, мелодия, мягкая игрушка, определенная последовательность действий, поглаживание по голове и т.д.) и продолжать установленный режим укладывания. Ритуалы можно начать вводить с самого рождения, а можно даже и до рождения (например, слушать определенную мелодию во время сна).
    2. постепенно разделять кормление (грудью или смесью) и засыпание, оставляя при этом введенные ритуалы
    3. перекладывать ребенка в свою кроватку сонным, но не спящим
    4. не уходить из комнаты, а быть рядом с ребенком чтобы ребенок был спокоен
    5. постепенно уходить из поля зрения ребенка по мере установления самостоятельного засыпания
  • Выделяйте примерно 30 минут перед сном на подготовку ко сну. В этот период все активные игры прекращаются и начинается спокойная ежедневно повторяющаяся подготовка ко сну.
  • ребенок должен спать без движения и тряски (не в коляске и машине);
  • укладывать спать ребенка и днем и ночью нужно в свою кроватку, до 20:30 вечера, в темноте и тишине. При свете нарушается выработка гормона сна – мелатонина.
  • Переутомление в течение дня или хронический недосып ухудшают качество сна: если ребенок не высыпается, необходимо постепенно начать укладывать его раньше, сдвигая время на 10-15 минут в день.
  • При 2-дневном сне первый сон должен начаться до 12, второй до 16:00 часов, а между последним дневным сном и ночным сном должно пройти не менее 4 часов
  • Соска может стать одной из неправильных и вредных привычек на ночь, однако, она является действенным помощником в период приучения к засыпанию без груди или бутылочки.
  • Для нормального крепкого сна необходимо правильно организовать режим дня, последовательность кормлений и бодрствования, а также обеспечить ребенку достаточную физическую активность в течение дня.
  • Решение о совместном сне принимают оба родителя, однако он должен быть с соблюдением всех правил безопасности
  • При совместном сне самостоятельное укладывание организовать сложнее, но тоже возможно. Возможен частичный совместный сон (ребенок засыпает у себя в кроватке, мама ночью забирает ребенка к себе). При совместном сне необходимо соблюдать все правила безопасного сна.

 

Правило безопасного сна при совместном сне:

  • Оба родителя поддерживают совместный сон
  • Матрас: жесткий, ровный, простыня хорошо натянута и закреплена
  • Одеяло не тяжелое, лишних подушек нет
  • Кровать прочная, ребенок не упадет с нее (ребенок спит у стены или у кровати есть бортик)
  • Родители спят в одежде без лент и шнурков, без украшенийи цепочек, длинные волосы убраны
  • Ребенок не спит под вашим одеялком, а либо спит под своим легким одеялом, либо спит без одеяла (можно использовать теплую пижаму или спальный мешок)
  • Малыш спит со стороны мамы (мам лучше чувствует малыша)
  • Совместный сон не допустим с родителем, который выпил алкоголь или принял сильнодействующее лекарство
  • Совместный сон не желателен если родителей ожирение
  • Всегда используйте радио\видеоняню если Вы оставляете малыша во взрослой кровати одного

Можно разделить проблемы, связанные с нарушением сна на три большие группы: поведенческие причины, педиатрические и неврологические проблемы.

 

Поведенческие проблемы.

Поведенческие проблемы включают в себя нарушение ассоциаций засыпаний и нарушенная гигиена сна.

Наиболее частая и распространенная поведенческая причина нарушения детского сна – это нарушения укладываний и нарушение ассоциации засыпания: укладывание на руках, укачивание, укладывание на фитболе, засыпание с родителями или засыпание во время кормления (грудью или с бутылочкой). Тогда ребенок, проснувшись ночью в фазу поверхностного сна не может заснуть самостоятельно и требует повторения тех же условий, в которых он привык засыпать (например, родителям приходится по многу раз за ночь подходить к ребенку, давать ему бутылочку и укачивать, хотя ребенок вполне уже способен спать всю ночь и без ночных кормлений). Самостоятельное укладывание, соблюдение ритуалов укладывания, сон в одной и той же привычной обстановке, не в движении, соблюдение правильного режима дня и раннее введение ритуалов сна является обязательным условием крепкого сна.

 

 

Так называемая гигиена сна должна включать в себя:

  • Температура воздуха в комнате, где спит ребенок должна быть 20-22 С
  • Важно убедиться, что ребенок во сне не перегревается. Допустимо использовать кондиционер, но поток воздуха должен быть минимальным и быть направленным на потолок.
  • Свет приглушен и в комнате тихо. При необходимости (когда в комнате все равно громко или из окон шум) можно использовать устройства, воспроизводящие «белый» (монотонный) шум
  • Рядом с ребенком его любимая игрушка
  • В кроватке нет подушки, а одеялко совсем легкое (летом одеяло можно заменить на простынку).
  • В кроватке ребенок должен спать, не разрешайте ребенку играть в кроватке
  • Вечером не должно быть активных шумных игр
  • Следите за признаками усталости у ребенка: дети, которые хотят спать трут глазки, их движения замедляются, они становятся капризными и раздражительными

 

Помимо поведенческих проблем, существуют также педиатрические и неврологические проблемы, которые также могут приводить к нарушению сна.

 

Если это не начало острого заболевания, от которого просыпается ребенок (а в период острого инфекционного заболевания нарушенный сон – это нормально), а короткий рваный сон и частые ночные пробуждения –это скорее нормально для Вашего ребенка, то Ваш педиатр должен в первую очередь исключить:

  1. Нарушение сна вследствие младенческих колик. Наиболее часто они возникают в период с 1 до 4 месяцев, ребенок поел и засыпает, однако вскоре просыпается и плачет без видимой для родителей причины, поджимает ножки, живот вздут, может отмечаться частый жидкий стул, ребенка невозможно успокоить или отвлечь, облегчение состояния происходит после дефекации или постановки газоотводной трубочки.
  2. Нарушение сна вследствие рахита. Признаки рахита могут развиваться уже на 2 месяце жизни и помимо нарушения сна (короткий рваный сон по 40 минут) проявляются: сниженным тонусом, повышенной потливостью ладоней, стоп и головы, протертыми волосиками на затылке, деформацией костей черепа (уплощенный затылок, выраженные лобные доли) и ребер (воронкообразная или куриная грудь, борозда на нижней границе грудной клетки), искривление повоночника, размягченными краями родничка, плаксивостью, раздражительность, задержкой прорезывания зубов и задержка физического развития, запоры.
  3. Голодный ребенок не может нормально и крепко спать. Необходимо правильно организовать режим чтобы перед сном ребенок с аппетитом и крепко поел; кроме того, для детей, которые находятся на искусственном вскармливании можно рекомендовать специальные молочные смеси на ночь (Nestlé, «Фрисолак Ночная формула», Nestogen 2 «Счастливых снов», Friesland Campina; и другие), они содержат «сложные углеводы», более питательные и медленнее всасываются. Ночные кормления также могут быть причиной недоедания в дневное время.
  4. Аллергические заболевания: зуд при атопическом дерматите может быть довольно выраженным и приводить к нарушению сна.
  5. При цистите: мочеиспускания при цистите будут болезненными и частыми, и могут приводить к частому пробуждению ребенка; поэтому при исключении всех прочих причин нарушения сна необходимо сдать общий анализ мочи ребенка.
  6. Ребенок может спать беспокойно в период прорезывания зубов и в период освоения новых физических навыков (в период, когда он начинает ползать\сидеть\ходить)
  7. В более старшем возрасте при аденоидите может отмечаться постоянное подтекание слизи из аденоидных миндалин по задней стенке глотки, это вызывает приступы кашля и приводит к пробуждению ребенка.
  8. Синдром обструктивного апноэ сна детей (1 и более за час эпизод остановки дыхания во сне более чем на 10 секунд, сопровождающиеся предварительной серией глубоких вдохов с храпом; чаще выявляются среди детей с аномалией челюстно-лицевой области, при гипертрофии аденоидных и небных миндалин, ожирении).

 

 

Также есть неврологические проблемы нарушения сна, с ними нужно обращаться к неврологу или психологу:

  • Неврозах и ночных страхах
  • Снохождение и сноговорение
  • кошмары
  • ночной энурез
  • нарколепсия (внезапное засыпание)

 

О моем опыте самостоятельного засыпания с писала ТУТ, но вкратце напомню этапы приучения к самостоятельному сну.

Этапы приучения к мягкому самостоятельному засыпанию:

  1. Исключение всех медицинских причин нарушения сна
  2. Соблюдение и коррекция всех поведенческих причин сна
  3. Введение ежедневных ритуалов сна
  4. При наличии вредных привычек сна — постепенный уход от них с сохранением уже введенных ритуалов сна:
    • При наличии привычки засыпать на руках — все меньшее число укачивающих движений, потом все более и более раннее перекладывание в кроватку.
    • Постепенное разделение засыпания и еды (груди или смеси) на фоне сохранения уже введенных ритуалов сна (на первом этапе допустима замена груди или бутылочки соской)
  5. Постепенное физическое отдаление родителя от ребенка
  6. Постепенно отучение от ночных просыпаний: замена водичкой смеси и кормления грудью

 

Будьте здоровы!

 

Врач-педиатр, неонатолог, кандидат медицинских наук и мама, Левадная Анна.

 

Текст написан с консультативной помощью команды профессиональных консультантов по детскому сну «Спи, малыш» spimalysh.ru. «Спи, малыш» представляет в России авторскую Методику Мягкого приучения ко Сну (Gentle Sleep Coach), которая была разработана одним из ведущих консультантов по вопросам детского сна в мире Ким Вест The Sleep Lady (TM).

Использованная литература:

https://umedp.ru/articles/narusheniya_sna_v_detskom_vozraste_prichiny_i_sovremennaya_terapiya.html