Подниму опять острую, но тоже крайне востребованную тему.
Когда я училась в институте, я читала умные книжки о том, что после 6 месяцев потребности ребенка возрастают и уже не покрываются грудным молоком или смесью, что надо обязательно давать ребенку другую пищу и как можно больше. Потом я стала мамой и, как любая нормальная мама, начала читать о слингах, совместном сне, различных методиках раннего развития, и в том числе — об альтернативных способах введения прикорма. Но только сейчас, имея второго ребенка я могу, наверное, сформировать окончательное мнение о педприкорме.
Итак, «классический» прикорм подразумевает под собой введение пюреобразной пищи в определенной последовательности с обязательным отслеживанием количества полученной пищи для того, чтобы обеспечивать белками, жирами, углеводами, микроэлементами и витаминами потребности быстро растущего организма ребенка.
Педагогический, или «педприкорм» основан на том, что самое главное в введении прикорма – это формирование естественного пищевого интереса, знакомство с пищей и новыми вкусами, а ребенку чисто теоретически должно быть достаточно питательных веществ, находящихся в грудном молоке.
Скажу честно, зерно разума есть в обеих теориях и мне они обе нравились. Но тем не менее, ребенок у меня тогда был один, эксперименты ставить мне на нем не хотелось, и я пошла по классическому пути: вводила пюреобразную пищу и боялась давать что-то твердое чтобы ребенок не подавился. Конечно, с 8,5месяцев и до 1,5 примерно лет сын отказывался у меня есть вообще что-либо и это было для меня настоящей головной болью. Когда родилась дочка, я хотела учесть ошибки прошлых лет. Однако, ограничивать растущий организм в еде мне тоже не хотелось. Так родился третий, альтернативный вариант.
Итак, сейчас я считаю и не без оснований, что:
- Ребенок должен получить пюреобразную пищу в том объеме, который он захочет и в том разнообразии, которое позволяет сезонность тех или иных продуктов, аллергическая реакция ребенка, переносимость прикорма или другие факторы. Поясню: ребенок без зубов или с их минимальным количеством не может нормально прожевать твердую пищу. Кроме того, у детей раннего возраста очень развит рефлекс выталкивания пищи (языком выталкивают еду изо рта) и большую часть твердой пищи они выплевывают. Все это не позволяет ребенку получить каши, овощи, фрукты, творог или мясо в необходимом и рекомендованном педиатрами объеме, поэтому и не может быть ими рекомендовано.
- Однако, ребенок, у которого не сформирован пищевой интерес, рано или поздно станет отказываться от пюреобразной пищи и мама не под каким предлогом не сможет впихнуть в ребенка еду. Так рождается кормление под мультики, под бабушкины песни-пляски и формирование ненормального пищевого интереса. Тема «малоежек», конечно, гораздо шире и я напишу об этом позже, но насильное кормление без формирования внимания на еде – начало этого пути. Поэтому идею формировать пищевой интерес я крайне поддерживаю.
- Чем раньше Вы введете ребенку твердую пищу, тем раньше он научится ее прожевывать. Чем раньше Вы дадите ребенку твердую пищу, тем меньше вероятность того, что он ею подавится. Тем быстрее погаснет рефлекс выталкивания пищи и тем выше вероятность формирования нормального пищевого интереса.
Таким образом, я считаю, что нужно давать ребенку И пюреобразную, И твердую пищу. Делать это нужно одновременно. Так Вы сможете и накормить ребенка тем необходимым ему объемом пищи, и заинтересовать его едой. Ребенку нужно определенное время чтобы увидеть еду на столике перед собой, взять ее рукой или ложкой и донести кусочек твердой пищи до рта. Именно это время – Ваше время для того, чтобы донести до рта ребенка пюреобразную пищу. Так Вы точно будете знать сколько ребенок съел пюреобразной пищи, а у ребенка будет впечатление, что он принимает активнейшее участие в приеме пищи.
Лично я это делаю так: заранее на тарелку (или прямо на столик, потому что тарелка зачастую летит сразу вниз) перед ребенком кладу еду, которую предлагаю дочке в качестве твердой пищи (у каждого ребенка своя любимая еда, у моей дочери это: кусочки сыра, помидоров, яблок, черного и белого хлеба, огурцов, груши, банана, листовой салат, картофель), она с удовольствием ее хомячит, а я параллельно с этим кормлю ее с ложечки, периодически отдавая ей ложку если она хочет.
Я не исключаю, что этот путь не работает с другими детьми, просто делюсь свои опытом и знаниями с Вами! Удачи!!!