Плавание с детьми.

Простые упражнения для плавания.

В преддверии массовых выездов на водоемы расскажу Вам несколько простых правил безопасности на воде и несколько упражнений, которые можно сделать с ребенком в воде, чтобы помочь ему научиться плавать.

Простые правила нахождения у воды.

  1. никогда не заставляйте ребенка входить в воду насильно (кидать или опускать его в воду вопреки его желанию), — таким образом Вы только отпугнете ребенка от воды. Придет время и ребенок сам пойдет в воду;
  2. никогда не оставляйте ребенка без присмотра в воде. НИКОГДА. Даже если ребенок хорошо держится на воде и умеет плавать, даже если Вам кажется, что в водоеме мелко, или даже если Ваш ребенок в нарукавниках\круге, или даже если Вам надо отойти буквально на «пару минут». Просто НИКОГДА;
  3. не желательно чтобы ребенок входил в воду сразу после еды или вспотевшим;
  4. объясните ребенку, что он должен выйти из воды как только почувствует что замерзает, что после того как он согреется он сразу же продолжит купаться; надо хорошенько растереть полотенцем ребенка после купания;
  5. объясните ребенку, что он должен плавать только в присутствии взрослых, умеющих плавать, в сторону берега или вдоль берега;
  6. помните о том, что тонущий человек не размахивает руками из воды и не кричит о помощи, а судорожно плещется и бултыхается в воде, периодически уходя под воду и возвращаясь на поверхность;
  7. расскажите ребенку, что в случае если он чувствует, что “устал” в воде и больше плыть не может, он должен лечь спинкой на воду и отдохнуть – это одно из самых важных умений в воде и Вы должны обязательно научить этому ребенка;
  8. объясните ребенку, что он не должен подавать ложные сигналы о помощи, ложные крики о помощи в воде недопустимы;
  9. объясните ребенку, что он должен всегда предварительно оценить расстояние до дна перед тем как прыгать; что прыжок в воду может быть опасным потому, что можно удариться головой\стопами об дно и травмировать позвоночник; что в водоеме на дне могут находиться различные острые и твердые предметы, которые сверху не видны;
  10. если ребенок будет купаться в прохладной воде, то предварительно лучше выполнить на берегу ряд простых упражнений чтобы разогреться;
  11. если ребенок купается в бассейне, то нужно помыться ДО бассейна (чтобы смыть с себя грязь) и ПОСЛЕ бассейна (чтобы смыть с себя бассейную хлорированную воду).

 

Однако, конечно, самым лучшим способом обезопасить ребенка при купании – это научить его плавать. Плавание очень полезно для дыхательной системы, для сердца, мышц и костей, закаляет, развивает ловкость и силу, доставляет массу удовольствий.

 

С чего начинать обучению плаванию?

Этапы примерно такие:

  1. знакомство с водой и не бояться воды: пусть ребенок просто ходит по дну по направлению к берегу;
  2. научиться держаться под водой: надо научить ребенка опускаться под воду и задерживать дыхание\выпускать пузыри под водой; с закрытыми\открытыми глазами; можно предложить ребенку зависать под водой обхватив коленки; можно собирать тяжелые предметы со дна;
  3. научиться держаться на поверхности воды набрав воздух в легкие; тут есть два упражнения (лицом вверх и лицом вниз):
    • «морская звезда» — самое важное умение на воде: нужно лежать на воде лицом вверх (на спине). Это упражнение, которому можно научить ребенка в любом, даже самом раннем возрасте: вначале поддерживая ребенка под голову, потом постепенно ослабляя руку;
  • Детям постарше можно попробовать объяснить набрать в легкие воздух чтобы облегчить выполнение задания;
  • более старшему ребенку можно предложить попробовать научиться делать это упражнение без вашей помощи: из положения стоя протянуть руки наверх и наклониться назад (в направлении берега), оттолкнуться ото дна, лечь спиной на воду и скользить по воде (скользить легче чем просто лежать); голова должна быть прижата; тело стараться держать горизонтально вытянутым; плыть до тех пор пока ноги не начнут опускаться вниз;
  • когда ребенок научится лежать на воде, можно предложить ему размахивать ногами и руками параллельно дну;
    • «звездочка»: такое же упражнение, как предыдущее, но лицом вниз; оно более сложное и его нужно учиться делать только после того как ребенок научится хорошо задерживать дыхание под водой; делать его тоже можно двумя способами – либо Вы поддерживаете ребенка под подбородок, либо ребенок пытается сам, набрав в легкие воздух из положения стоя скользить по воде по направлению к берегу;
  1. научиться правильно двигать ногами по воде (сперва “кролем”, потом “брассом”): вначале на суше, потом держась за бортик бассейна\у водоема, потом в воде (держать за родителя или за доску\гантели плавательные);
  2. научиться правильно двигать руками по воде (либо “кролем” , либо “брассом” – как удобнее ребенку): вначале на суше, потом с помощью родителя, который держит ребенка за ноги или можно под грудь подкладывать пенопластовую длинную “колбасу”;
  3. одновременные движения рук и ног в воде с задержкой дыхания на все время плавания;
  4. правильная постановка дыхания во время одновременного движения руг и ног.

 

Я думаю, что если есть возможность постоянно быть рядом с ребенком в воде, то лучше не надевать на него нарукавники, а попробовать научиться держать на воде самостоятельно, особенно если ребенку больше 3-4 лет. Если ребенок хорошо умеет плавать в нарукавниках, то можно постепенно надувать их все меньше и меньше чтобы ребенок постепенно начинал чувствовать свое тело в воде.

Кроме того, есть и другие приспособления для обучения плаванию: например, круг, в который сажают ребенка как в штанишки тоже иногда эффективен, особенно если ребенок боится плавать.

Детей в возрасте до месяцев можно научить нырять и плавать с рождения за счет использования и закрепления рефлекса задержки дыхания, который есть у всех новорожденных . Как именно это сделать и с чего начинать я написала ранее, вот ЗДЕСЬ.

 

Из-за некоторых анатомических особенностей тела ребенка и определенного соотношения головы и тела большинство детей не могу выплывать над поверхностью воды в возрасте до 3-4 лет.

Из своего личного опыта скажу, что с сыном мы ходили плавать в специальный детский бассейн с 1 месяца жизни. Мы два раза в неделю на протяжении трех лет ныряли, прыгали в воду, собирали со дна игрушки, дули пузыри, гребли ногами, плавали с доской, собирали в воде мячики, клеили к стене картинки и т.д. Короче, я ОЧЕНЬ много сил и времени на это потратила. Потом я сдалась, перестала водить его на занятия, купила абонемент в фитнес-клуб и он плескался сколько ему было угодно в любом бассейне – детском или взрослом. Сейчас сыну 4,5 года. Он очень любит плавать, и всегда любил. С тренером он никогда не занимался в силу привязанности ко мне и моим нежеланием насиловать ребенка (мне казалось, что основное, что должны дать наши занятия – это не умение плавать, а любовь к воде), но постоянно плавал – то с доской, то с гантелями, то просто нырял и прыгал. Ему не нравились наши насильные ныряния в раннем возрасте, но сейчас нырять он очень любит. Он прекрасно передвигается под водой, и над водой при помощи досточки или гантелей (нарукавники он не любит). Но у него только недавно (примерно с 4 лет только!) начало получаться плыть над водой самостоятельно. С моей точки зрения, потрачено сил неимоверно много для такого скудного результата. Зато он очень ловкий и развитый парень – может, благодаря плаванию в том числе? Ходить плавать с дочкой сил не было. Я больше чем уверена, что к 4,5 годам у них будет примерно один уровень владения плаванием, но об этом мы узнаем через 3,5 года -)))

Будьте здоровы!