Про чтение

Умение читать — это ОЧЕНЬ сложный процесс, объединяющий в себя:

  • умение услышать звук и мысленно перевести его слог
  • распознать письменный код, присвоенный слогу
  • мысленно перевести этот код в слово, которое есть у ребенка в накопленном пассивном запасе
  • понять и осознать это слово
  • а потом связать ряд слов с некую последовательность действий, с которой знаком ребенок.

Психологи не рекомендуют дошкольникам учиться читать ранее, чем в возрасте 5-7 лет (точный возраст индивидуален и зависит от степени освоенности вышеперечисленных навыков).

Ряд масштабных исследований показали, что раннее обучение чтению плохо сказывается на дальнейшем обучении и развитии детей в школе (https://www.psychologytoday.com/blog/freedom-learn/201505/early-academic-training-produces-long-term-harm?utm_source=feedburner&utm_medium=email&utm_campaign=Feed%3A+Freedom-to-Learn+%28Freedom+to+Learn%29).

Нейропсихологи установили, что мозг готов к письму и чтению в период от 5 до 7 лет, не раньше. Натренировать мозг читать можно и раньше, но физиологически это будет в ущерб другим навыкам, которые должны развиваться в период до 5 лет (главным образом, свободная сюжетно-ролевая игра). Ребенок, наученный читать до 5 лет не имеет преимуществ перед детьми, которые научились читать позже.

Примерно к 5 годам мой сын знал буквы (не все, но многие), учили мы их крайне несистематически, ведь я неидеальная мать, Вы же знаете. Заниматься с ним чтением я начала только в тот момент, когда он сам проявил к этому интерес, это произошло сейчас, накануне 6-летия.

Весь мой маленький опыт по обучению своего сына я суммировала тут:

  1. Не давить и если ребенку не интересны буквы и чтение, то отложить обучение.
  2. Учить звук, а не букву (то есть читать звук Б, а не букву БЭ).
  3. Учить вначале гласные, потом согласные.
  4. После освоения звуков начать осваивать слоги, начиная с самых популярных и понятных звуков: выбрать пару и в паре менять вначале гласные, потом согласные; для этого можно использовать:

— самодельную подсказку: две полоски из букв «ползают» по листу бумаги и выглядывают через «окошки»

— есть короткие мультики Мизяка-Дизяка «склады», там есть и каждый склад отдельно, и мультик со всеми складами к одной какой-то согласной

— электронный плакат, который произносит слоги, а не буквы

  1. После освоения слогов, можно постепенно учить читать простые слова из слогов (около 3-4 букв в слове).
  2. После освоения простых слов, можно показать ребенку как читать: медленно и четко прочитать фразу, ведя пальцем под слогами, которые произносятся. Потом ребенок может сам попробовать прочитать вслед родителем эту же фразу, следуя за пальцем по слогам.
  3. После прочтения предложения или книги можно обсудить с ребенком сюжет.

Очень важно подложить ребенку интересную первую книжку для самостоятельного прочтения, которая его увлечет в мир чтения.

Первые книги должны:

  • иметь крупные буквы и простые слова (для самых первых книг — это слова не более, чем из 4 букв)
  • постепенно увеличивать сложность слов и предложений (постепенное увеличение количества букв в словах и количество слов в историях)
  • быть небольшого формата, их удобно и легко держать в руках
  • быть короткими чтобы ребенок мог сам прочитать целую книгу
  • иметь интересный сюжет
  • иметь красочные картинки

Обязательно хвалите ребенка за любые его успехи, даже если они не оправдывают Ваших ожиданий!

Не торопите ребенка, не подсказывайте ему, если он не просит о помощи.

Не переутомляйте ребенка чтением, дети очень недолго могут заниматься умственной сидячей нагрузкой в таком возрасте.

Есть специальные обучающие первые книжки, которые просто читать:

  • Т. Русиста «Чей бок?» (по 4 буквы в каждом слове, эта серия даже содержит мотивационные наклейки «прочитано», который ребенок должен сам наклеить на книжку, серия содержит 8 книжек).
  • Е.Луговская «Пип и его друзья» и «Пип дома» (по 5 книг со смешными историями в каждой серии)
  • Е. Кац «Бабушка пилит малиновый пирог», «Веселая яблоня сидит на диване» и «Зок Медов варит вишневый суп» (это книжки-разрезалки на пружинке, состоящие из простых слов (из существительного-подлежащего, глагола-сказуемого, прилагательного и существительного в винительном падеже, слова разрезаны на отдельные бумажки, которые можно листать, совмещая и строя самим разные предложения), она подходит для тех детей, кто может прочитать отдельные слова, но ещё не готов читать длинные сложные тексты).

Также я нашла простые книжки с короткими предложениями и понятным сюжетом:

  • Барбру Линдгрен «Макс и тележка», «Макс и лампа», «Макс и горшок», «Макс и машинка».
  • Керри Джудит «Тигр, которвц пришел выпить чаю» и вся серия про кошку Мяли.
  • М.Майер вся серия «Ура! Я умею читать!» («Я все могу сам», «Я так рассердился», «Я просто забыл», «Папин помощник»).

Также на этапе освоения чтения не забывайте читать всякие надписи на улице и продуктах.

Интересных Вам книжек!

 

Педиатр и неонатолог, кандидат наук и мама, Левадная Анна.