Про режим дня.

Почему так важно соблюдать режим дня?

«Режим – это рациональное распределение во времени и правильная последовательность удовлетворения основных физиологических потребностей организма ребенка, а также правильное чередование различных видов деятельности во время бодрствования».

Речь идет о последовательности СОН-ПРИЕМ ПИЩИ-БОДРСТВОВАНИЕ, как вы догадались -).

Рисунок1

Правильный режим обеспечивает уравновешенное и бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления и создает условия для нормального психического и физического развития малыша.

Необходимость установления режима связана с двумя моментами:

  • с одной стороны, с тем что жизнь на земле подчиняется определенным ритмам: смена дня и ночи, времен года и фаз луны и тд.
  • а с другой стороны с тем, что почти вся разумная деятельность человека построена на основе стереотипов и привычек. Режим дня для ребенка с определенной последовательностью события – это и есть первая привычка человека, способствующая формированию последующих привычек.

БОДРСТВОВАНИЕ.

На длительность бодрствования (умывание, одевание, еда, игра, прогулка и т.д.) влияет:

  • объем информации которую получает ребенок, количество впечатлений, характер активной деятельности ребенка,
  • степенью зрелости мозга, которая зависит от возраста ребенка
  • качества сна

Важно знать, что в основе бодрствования у ребенка любого возраста лежит смена характера активности, то есть переключение с одного вида деятельности на другой, а любое однообразное занятие вызывает у ребенка утомление.

Оптимально чередовать умственную нагрузку, физическую и положительные эмоции. Например, 10 минут – клеите наклейки или собираете пирамидку, потом 10 минут катаете мячик или прыгаете, потом 10 минут просто дурачитесь и шутите с ребенком…

СОН.

Сон – это заторможенная деятельность всех воспринимающих органов и систем. Мозг активен, но это активное состояние направлено на восстановление затрат энергии и переработку полученной информации. Сон как и бодрствование зависит от возраста ребенка, однако, изменяется лишь длительность дневного сна, а ночной сон остается примерно одинаковым.

Потребность с большем сне у ребенка (в сравнении с взрослым человеком) определяется незрелостью ряда систем головного мозга, индивидуальными особенностями, уровнем здоровья и качеством сна и бодрствования.

Во время сна происходит чередований двух фаз сна- глубокого и поверхностного.

Часто родители жалуются что ребенок спит не долго (по 40 минут). Причинами поверхностного сна могут быть: перевозбуждение перед сном, слишком большое время бодрствования, нахождения ребенка в стрессовой ситуации (в больнице, например), после длительной физической нагрузки, если ребенок перед сном плотно поел, при дефиците витамина Д в организме, при несформированном режиме и тд.

Чередование сна и бодрствования является основой нормальной психической деятельности человека. Это два взаимосвязанных процесса и активное бодрствование обеспечивает глубокий сон, а глубокий и длительный сон – активное бодрствование. У новорожденных детей самым сильным раздражителем является голод, именно он приводит к пробуждению ребенка, однако с возрастом (с 9-10 месяцев) и с появлением режима дети начинают просыпаться не от голода, а после полноценного сна. Во сне усвоение пищи задерживается, поэтому дети могут выдержать большие промежутки между кормлениями чем днем.

Примерно к концу первой -второй недели жизни у ребенка формируется ритм кормления, а к месяцу и суточный ритм: если темно – надо спать, светло — бодрствовать. Последовательность «сон-кормление-бодрствование» формируется примерно с 2 месяцев жизни.

Режим при соблюдении приема пищи также важен, и вам это прекрасно известно: это способствует своевременной выработке желудочного сока, формированию здорового чувства голода и нормального аппетита. Логично построить режим так, что после кормления идет бодрствование, а уже потом сон (в котором засыпание не связано с приемом пищи) до следующего кормления: после того как ребенок хорошо выспится и с аппетитом поест, он спокойно и активно бодрствует до следующего сна и лучше воспринимает различные воздействия окружающего мира. Кроме того, такая последовательность позволит выдержать такие промежутки между кормлениями, чтобы ребенок с удовольствием поел все, что ему предлагают (например, не желательно кормить ребенка и  после пробуждения и перед сном).

Основное, что мне хочется Вам сказать – это то, что ребенок не может бодрствовать долго! После своей нормы по времени бодрствования ребенок начинает перевозбуждаться и не может потом нормально заснуть, начинает плакать. Часто родителям кажется, что сейчас они вымотают своего ребенка, пободрствуют с ним подольше и тогда он хорошо заснет. Но нет! Ему от этого засыпать будет сложнее! Для того, чтобы было легче было укладывать ребенка, очень важно следить за временем бодрствования.

Например, для новорожденного ребенка естественно и физиологично спать примерно 20-22 часа в сутки, бодрствовать 30-60 минут максимум, а кормиться по своему желанию. Когда Вы будете следить за количеством бодрствования, то начнете понимать своего ребенка и увидите, что через примерно это время он начнет нервничать, хныкать и ныть. Это будет значить, что он готов заснуть. Вы начнете укладывать его через 60 минут. Постепенно, месяца через два, он будет способен бодрствовать больше, по 1,5 часа, потом по 2 часа и тд. Например, ориентировочно ребенок до 3 месяцев может выдержать промежуток между сном в 1-1,5 часа, до 6 месяцев 1,5 часа, к 9 месяцам примерно 2 часа.

К году у ребенка остается один или 2 дневных сна, и дальше сохранение одного дневного сна довольно индивидуально и у кого-то может быть до школы, а у кого-то до 2 лет. Главное, чтобы ребенок спал достаточное количество часов за сутки (12-13,5 часов) и был бодр и весел.

Примерный режим дня ребенка от 1 до 9-10 месяцев:

график 1jpg

график 2jpg

В разделе «Мамин справочник» можно скачать вот такую табличку и записывать режим именно Вашего ребенка:

график3