Простые игры с детьми до года.

В определенное время наступает момент, когда ребенок уже подрос настолько, что его можно и нужно как-то развлекать и занимать, но иногда мама не знает, как именно можно развлечь грудного ребенка. Когда еще у меня родился первый ребенок, помню, что я совсем не знала, чем с ним можно заняться.

Что нужно знать про психоэмоциональное развитие ребенка на первом году жизни?

Рисунок2

  • В 2 месяца ребенок начинает следить за предметом. Можно играть с ним показывая ему погремушку: вначале перед ребенком, потом двигая погремушку вправо, влево, вверх, вниз и вперед\назад. Появляется первая улыбка и гуление: можно ребенка начать смешить. Не надевайте на ребенка «царапки»: пусть чувствует свои пальчики и все, чего они касаются.
  • В 3 месяца у ребенка можно отметить первые неловкие попытки схватить предмет: можно вкладывать в ручку ребенка разные по текстуре предметы: мягкие\твердые, шершавые\гладкие, холодные\теплые и т.д. Ребенок начинает учиться переворачиваться- можно помочь ему перевернуться, вначале поднимая ручку наверх, потом уже без поднятия ручек.
  • В 4 месяца ребенок уже хорошо хватает предмет, тянет их в рот, а также может найти глазами невидимый источник звука (звонящий телефон, дверной звонок, радио): очень важно разрешать ребенку все тянуть в рот и исследовать таким образом окружающий мир, предлагайте ребенку всевозможные различные предметы, пусть их пробует на вкус. Ребенок уже хорошо смеется и гулит.
  • В 5 месяцев можно помочь ребенку опираться на ручки, встать на четвереньки, можно учить ребенка садиться, подтягивая его за ручки, но при этом не сажать его. Не забудьте опустить «мобиль» чтобы ребенок не только на него смотрел, но и трогал, повесьте перед ребенком различные погремушки – пусть гремит. Можно играть с ребенком в «куку» и прятаться от него.
  • К 6 месяцам ребенок исследует причинно-следственную связь «бросил-упало»: важно не запрещать ребенку бросать предметы и проследить за тем, чтобы при этом он не сбросил опасные предметы (я больше всего боюсь горячего чая) на себя. Ребенок начинает ползать: очень здорово помочь ему ползать (как можно помочь ребенку ползать я написала ЗДЕСЬ).
  • К 7 месяцам ребенок может на вопрос «где» найти взглядом знакомый предмет (маму\папу\собаку), встает и сидит. Можно попрыгать ребенка на фитболе или поиграть с ним на коленках в «по кочкам, по кочкам».
  • А с 8 месяцев начинается самое интересное. Примерно с 8 месяцев ребенок начинает из инопланетянина постепенно превращаться в человека и у него начинается осознанная деятельность, на основе которой можно строить игру и общение. Ребенок начинает стучать игрушками, активно трясти их, катать предметы. Может предложить ребенку найти спрятанный под тряпочкой предмет.
  • К 9 месяцам может вынуть предмет из коробки, может поставить кубик на кубик. Знает свое имя, реагирует на простые просьбы.
  • К 10му месяцу ребенок может выполнять простые просьбы взрослого: «дай ручку», «до свидания», играет в «ладушки», «сороку». На вопрос «Где?» находит несколько предметов, находящихся на постоянных местах, может показать где у него носик\глазки и т.д. Ребенок учится ходить, ходит вдоль опоры, стоя толкает различные предметы.
  • В 11 и 12 месяцев ребенок разбирает пирамидку, начинает класть предметы в отверстия, повторяет различные действия (причесывается, натягивает обувь, прикладывает к уху телефон, «подметает»). Ребенок много ходит и много падает -))).

Специально для Вас мы с моей дочкой Мартой подготовили несколько простых игр, в которые можно играть с малышами 9-12 месяцев. В эти игры можно начинать играть начиная с 8-9 месяцев. Данные фотографии сделаны, когда Марте было 11 месяцев.

Рисунок3

1. Можно любые предметы вкладывать в любые отверстия. В нашем случае это шарики, которые Марта складывает в тубус.

2. Можно ставить кубики друг на друга, но с моими детьми это не разу не прокатывало, зато они с удовольствием ломали все мои башенки.

3. Самая  лучшая игрушка — это кастрюля с крышкой и лежащая в кастрюле ложка!

4. Вкладывать стаканчики друг в друга — дело не простое, но можно предложить!

5. Замечательно развивает мелкую моторику пропихивание предметов в маленькую дырочку. Это должно делаться с усилием, не проваливаться, а так чтобы ребенок пальчиком протолкнул предмет. Можно вырезать дырочку в любой коробке или крышке. В нашем случае дырочки вырезаны под пуговицы, шарики и камешки в пластиковой крышке от банки со смесью. Следите чтобы мелкий предмет не попал к ребенку в рот.

6. Музыкальные инструменты, стучалки и гремелки! Уже можно дать ребенку постучать по ксилофону или в бубен. Мы любим слушать и танцевать под песенки Железновых. Марта уже сейчас очень смешно пытается повторять за братом.

7.  С пирамидкой у детей отношения не простые. Большинство детей не могут ее правильно собрать очень долго. Дети до года могут ее легко разобрать. У нас икеевская пирамидка, собрать ее сложно, а вот на штырь от пирамидки можно нанизать предметы покрупнее, у нас — колечки.

8. Марта очень любит когда я прячу предмет. Его можно накрыть тарелкой, коробкой, тряпочкой. А можно играть в стаканчики и перемешивать их. Марта неизменно следит и выглядывает в какой из трех стаканчиков был положен искомый предмет.

9. Я считаю, что даже ребенок до года готов к сенсорным коробкам. Марта очень любит потрогать рис\крупы\фасоль\кинетический песок. К 11 месяцам она наконец перестала тащить все в рот и разбрасывать из тарелки, а начала даже пробовать брать содержимое сенсорной коробки совочком.

 

Чтобы я еще хотела написать? Я бы хотела сказать еще, что:

  • «Развивающая среда», вот же она, вокруг нас. Не нужно покупать дорогущие развивающие материалы и пособия. Надо просто дать ребенку свободу выбора и действий.
  • Я думаю, что правильнее создать безопасную среду для ребенка, чем посадить ребенка в манеж (даже самого большого размера) и положить ему туда игрушки. Когда ребенок может свободно передвигаться по дому, — это для него самое лучшее развитие.
  • Играть или общаться с ребенком до года непросто. Но если уж Вы решили поиграть с ним, то можно попробовать получать удовольствие от общения с ребенком. Если отложить в сторону телефон и все свои дела, полностью посвятить себя ребенку и наблюдать за ним, то можно многое придумать и сделать вместе.
  • Я не написала про игры с водой и игры на улице. Думаю, это излишне и ведь понятно, что их обожают дети в любом возрасте!
  • Ребенок очень быстро устает от однообразной работы. Любые занятия надо чередовать между собой (5 минут поиграли с ребенком — 5 минут дали ребенку поползать на диван и с дивана, потом 5 минут послушали музыку и т.д.). Не нужно насильно заставлять ребенка делать что-либо.

Вот еще такая красивая и удобная табличка мне очень нравится! Делюсь ))) Синим обозначен примерный возраст появления навыков.

Рисунок1

Также в разделе «мамин справочник» есть большая полная табличка, где также указаны различные навыки, которые могут появляться в зависимости от возраста ребенка.

Мы надеемся, что Вам тоже понравятся такие игры! Удачи =)

 

(первая картинка отсюда)