Сенсорное развитие.

❓Нужно ли ребенку сенсорное развитие?

«Сенсорное развитие
ребенка раннего возраста –
необходимое условие его
конструктивной деятельности».

❓Что стоит за этим красивым словом❓

✅Сенсорное восприятие происходит от слова sense: чувство\ощущение\сознание и неразрывно связано с работой органов чувств ребенка (зрение\осязание\слух\обоняние и тд
✅Чувственное\сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия предметов и развитие представлений о свойствах предметов: об их структуре, форме, цвете, величине, текстуре, температуре, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. д.
✅На основе сенсорного восприятия строятся мышление, воображение и запоминание, способность к исследованию, обследованию, абстрагированию, группировке. Сенсорное развитие напрямую взаимосвязано мелкой моторикой и речью ребенка.
✅Сенсорное развитие крайне важно для последующего развития ребенка и подготовки его к будущей творческой деятельности. Познание ребенка тем глубже и многообразнее, чем выше качество и уровень развития его сенсорного опыта.
✅Сенсорное развитие подразумевает предоставление ребенку максимально широкой информации о мире и его предметах, о причинно-следственной связи и свойствах предметов; о положении предметов в пространстве и связи зрительного восприятия с осязанием.
?Напомню основные этапы сенсорного развития ребенка на первом году жизни:
?В 1 месяц ребенок следит за движущейся игрушкой. Это самый первый, зрительный этап сенсорного восприятия.

?В 3 месяца появляются первые неправильные движения руки к игрушке, ребенок отводит руки до плеча. Ребенок начинает ощупывать собственные ладошки или предметы. Иногда захватывает и удерживает игрушку. Это есть начало сенсорного развития. Начинается второй, осязательный этап сенсорного развития.

?К 4 месяцам ребенок захватывает, ощупывает, рассматривает и перекладывает в руках игрушку, низко висящую над ним, узнает «знакомую» игрушку. Находит глазами невидимый источник звука (звонящий телефон, дверной звонок, радио). Рассматривает руку. Четче видит и наслаждается яркими красками. Фиксирует движущийся предмет.

?В 5 месяцев ребенок овладевает полным объемом движений рук: он берет игрушку из рук взрослого, захватывает ее двумя руками, тянет ее в рот. Также тянет в рот предметы, руки и ноги. Играет с пальцами ног. Начинает тянуться за предметами, координируя движения глаз и рук. Так начинается третий, координационный этап сенсорного развития ребенка.

?В 6 и 7 месяцев ребенок может долго рассматривать, изучать и перекладывать в руках игрушку, стучит и размахивает ею, бросает игрушку. Он начинает изучать свойства предметов и причинно-следственную связь.

?К 8му месяцу ребенок уже хорошо вынимает, катает, складывает предметы, стучит ими. Начинает подражать действиям взрослых с игрушками (катает, стучит, вынимает и т.д.).

?С 9 месяцев ребенок берет мелкие предметы двумя пальцами («пинцетный захват»), начинает складывать пирамидку, действует с предметами, в зависимости от свойств (катает, открывает, гремит и прочее), выбрасывает игрушки на пол, кивает. Захват предметов двумя пальцами. Может установить кубик на кубик.

?В возрасте после 14- 18 месяцев ребенок начинает группировать , сортировать, обобщать предметы и конструировать (это развивает мышление, логику и пространственное восприятие).
❓Что нужно знать родителю про сенсорное развитие?
✅Начинать развивать ребенка можно прямо с самого рождения.
✅ Ни в коем случае не нужно надевать на ребенка царапки – это тормозит сенсорное восприятие.
✅ Прямо начиная с рождения можно делать массаж пальчиков рук ребенка.
✅ Нужно предоставлять ребенку максимальное разнообразие текстур\звуков\фактур\температуры\формы для изучения.
✅Не нужно запрещать ребенку все тянуть в рот (ведь если он тянет все в рот, значит он находится на этапе оральной стадии познания мира).
✅Не нужно запрещать ребенку все бросать и разрушать построенные башенки\пирамидки (ребенок находится на этапе изучения причинно-следственной связи).
✅ С помощью целенаправленных действий ребенок изучает новые качества и свойства предмета: трясет чтобы понять звук; гладит чтобы понять текстуру; катает чтобы понять форму; поднимает чтобы понять размер, бросает чтобы понять вес, и т. д.
✅Основная задача родителя в период развития сенсорных способностей – вовремя обучить ребенка всем этим действиям и помочь ребенку систематизировать хаотически получаемые данные: обучить цветам\формам\звукам и тд.
✅Во время игр с ребенком родитель описывает и обобщает предмет, например: «Это мячик. Он синий. Он катится.». Или описывает и систематизирует, сравнивает с другими: «Это красный кубик. Положим все красные кубики в эту коробочку.». Или проводит аналогии: «Это зеленая машинка. Как травка».
✅Вначале изучаются грубые и самые базовые описания предметов (например цвет- красный), потом выявляются детали (например, оттенки красного: бордовый\розовый\алый).
✅На определенном этапе (примерно к 5-6 годам) накопленный сенсорный опыт позволяет оценивать предметы без их осязания, появляется так называемое «зрительное ощупывание» (ребенок может определить свойство предмета без его ощупывания).
✅Самые простые сенсорные игры включают в себя как простое изучение предметов, ощупывание их и знакомство с их формами и свойствами, так и игры на сортировку предметов по их какому-либо качеству (цвету\форме и тд), специальные игры, направленные на развитие сенсорного восприятия: попытка угадать предмет с закрытыми глазами на ощупь \ по звуку\ по вкусу.
✅ Необходимо помнить о мерах безопасности и правилах оказания первой помощи при играх с мелкими предметами. Игра ребенка с мелким предметом должна осуществляться в присутствии взрослого человека. Об безопасности и первой помощи при попадании инородного тела в дыхательные пути я обязательно напишу в ближайшее время отдельно!

?И хотя производители мелких предметов пишут на упаковке возраст от 3 лет, тем не менее, именно возраст до 3 лет является наиболее важным для контакта с мелкими предметами и необходимым для стимуляции пинцетного захвата и нормального сенсорного развития, а также навыков сравнения, сортировки и группировки – важнейших мыслительных операций.

?Очень важно в период максимального сенсорного развития не давать ребенку в руку плоский планшет. Как бы Вы не радовались тому, что ребенок складывает в 1,5 года паззлы на планшете, знайте, что это происходит за счет и в ущерб сенсорному развитию.

?Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка. В раннем возрасте максимальное влияние необходимо уделять именно сенсорному развитию ребенка, а не раннему математическому или лингвистическому развитию ребенка. Активное раннее математическое и лингвистическое развитие может происходить в ущерб сенсорному развитию. Иными словами, упор в первые годы жизни нужно делать упор на сенсорное, чувственное развитие, а не учить буквы.
?Свободная игра летом на природе с ее разнообразием шумов, звуков, форм, цветов и текстур – один из лучших сенсорных примеров. Обратите внимание ребенка на детали: что у всех деревьев листики разные, в лесу предложите закрыть глаза и послушать шум леса и пение птиц, или предложить с закрытыми глазами понюхать разные цветы, грибов, зелени, травы. Мы с сыном очень любим играть в игру «определить еду с закрытыми глазами». А в Японии дети должны расставить стаканчики с водой по степени солености воды – для развития вкусовых рецепторов.

☺️Будьте счастливы и получайте удовольствие от сенсорных игр с Вашими детьми!

❗️Напомню, что ранее я писала о задержке речи, о вреде планшета, об аутизме, о детях с синдромом Дауна и о неврологическом развитии недоношенных детей.