Снова о свободной детской игре

Смотрите, как Марта (2г5м) здорово играет с батоном как с куклой и как потом батон превращается в компьютер!

В стомиллионный раз убеждаюсь, что детям не нужны игрушки (по крайней мере в том количестве, в котором они у них есть)

Я регулярно пишу про важность свободной игры и про удивительный мир детской фантазии. Ведь дети видят мир иначе, чем мы.

Свободная и сюжетно-ролевая игра важна, развивает воображение, речь, творческие способности, эмоциональный интеллект (который гораздо важнее, чем интеллектуальное развитие подробнее тут #аннамама_EQ ), память, социальные отношения, помогает побороть страхи (через проигрывание различных ситуаций, конфликтов, агрессии безопасным способом)

  • Важно, чтобы у ребенка было достаточно времени для свободной игры, не занимать все время ребенка секциями и занятиями.
  • Раннее интеллектуальное развитие (в тч раннее чтение, счет) не нужно детям еще и потому, что оно идет в ущерб свободной детской игре, а ведь дети обучаются только через игру вплоть до 5-6 лет. И только «наигравшись» вдоволь они подходят к школе мотивированными к настоящему обучению.
  • Чем у ребенка больше времени для свободной игры, тем выше эффективность и результативность обучения. В хорошей школе подготовительные занятия будут проходить в игровой форме (к счастью, в нашей так, это был один из критериев выбора школы). Через скуку рождаются мысли, мечты и мотивация. Ребенку нужно «его» время.

Все хорошо в теории, но на практике это сложно.

  • Мы прожили все лето на даче и я приехала в Москву с чувством, что «пора нагонять», что мы многое потеряли. Наши друзья ринулись на шахматы, спортивные секции, кружки, доп занятия. Я судорожно выстраивала график и логистику и с сентября по декабрь я и мои помощники (бабушка, дедушка и няня) выполняли подвиг под названием «гонка вооружений» или «займи все свободное время ребенка полезными секциями». Это не потому что у меня какие-то амбиции. Но я реально боялась, что я чего-то не додаю сыну. Что он теряет от того, что не ходит на тхэквондо или на английский. И к декабрю появились первые «звоночки»: плаксивость, нежелание ходить даже на любимые ранее занятия, странные агрессивные высказывания. Мы с мужем обсудили все и решили убрать хотя бы 3/4 нагрузки (сын ходил на теннис 2р/нед, тхэквондо 2р/нед и в бассейн 1р/нед+сад до 13:00+школа 2р/нед, выходные все свободны всегда). Устроили разгрузочный день и сын не захотел даже из дома выйти чтобы на горке покататься. Я с ужасом поняла, что в этом графике у него почти не было времени на свободную игру, что я почти убила мотивацию ко всему.
  • В итоге сократила все примерно на 3/4. Отдыхаю. Выдыхаю. Легче стало даже мне и Марте (которая, естественно, таскается с нами везде). В общем, успеем еще. Ждем внутреннюю мотивацию. Хорошо, что прошло всего 2,5 месяца и я это поняла…

Очень сложно найти грань между «дать возможности» и «не перегрузить»…