Задержка речи: когда начинать волноваться?

Когда начинать беспокоиться?

Мнение мое схоже с мнением Аллы: «Если до 2 лет ребёнок так и не начал говорить, это повод для беспокойства!»

Итак, на что нужно обратить внимание:

  • понимает ли малыш обращённую речь?
  • заменяет ли свою речь жестами?
  • стремиться ли к общению?
  • может ли выполнить задание по устной инструкции (например, «иди в комнату, возьми игрушку и принеси её маме»)?
  • откликается ли на своё имя?

Если на все вопросы вы ответили «Да», если вы уверены в сохранности других функциональных систем (слух, зрение), можно предположить, что у ребёнка темповая задержка экспрессивной речи.

  1. Физиологические причины темповой задержки речи:
  • Перинатальные поражения головного мозга (внутриутробная гипоксия, асфиксия в родах, родовые травмы, недоношенность);
  • Нарушение кровоснабжения мозга, работы сосудов;
  • Повреждения шейного отдела;
  • Незрелость моторных отделов мозга;
  • Недостаточная иннервация мышц артикуляционного аппарата. (гипо/ гипер тонус скуловых, щёчных мышц и языка).
  1. Психологические причины темповой задержки речи:
  • Повышенная тревожность;
  • Отсутствие развивающей языковой среды:
  1. с ребёнком мало разговаривают, семья немногословна
  2. ребёнок не видит артикуляции взрослого человека
  3. речь звучит как фон, например, при постоянно включенном телевизоре, в этом случае речь воспринимается потоком и не наполняется смыслом;
  • Отсутствие внутренней мотивации к речи, например, при гиперопеке, при повышенном внимании к малышу;
  • Завышенные требования к ребёнку, настойчивые просьбы повторить слово—формируется речевой негативизм.

Если ребёнок в 4 месяца не реагирует на обращение матери, не улыбается ей, если в 9 месяцев у него нет лепета, если в 1,5 года малыш не произносит простые слова, стоит обратить на это особое внимание и обратиться к специалисту! Логопед поможет проанализировать причины и степень их влияния на речевое развитие.

Существуют функции, которые, развиваясь, запускают на определённых возрастных этапах развитие других функций.

Например, развитие тактильных ощущений ведёт за собой развитие зрительного восприятия. Так же и с речью!

Наиболее благоприятным периодом для развития речи является период от 0 до 3 лет: развитие сенсомоторных функций мозга повлечет за собой процесс появления речи у человека. Поэтому очень важно не упустить время и, при первых же подозрениях на темповую задержку речи обратиться к специалистам.

 

Также про задержку речи я писала ТУТ

Интересный информационный ресурс  — это https://www.kakzdorovo.center/

Статья написана совместно с нейропсихологом Аллой Козуровой