Когда начинать беспокоиться?
Мнение мое схоже с мнением Аллы: «Если до 2 лет ребёнок так и не начал говорить, это повод для беспокойства!»
Итак, на что нужно обратить внимание:
- понимает ли малыш обращённую речь?
- заменяет ли свою речь жестами?
- стремиться ли к общению?
- может ли выполнить задание по устной инструкции (например, «иди в комнату, возьми игрушку и принеси её маме»)?
- откликается ли на своё имя?
Если на все вопросы вы ответили «Да», если вы уверены в сохранности других функциональных систем (слух, зрение), можно предположить, что у ребёнка темповая задержка экспрессивной речи.
- Физиологические причины темповой задержки речи:
- Перинатальные поражения головного мозга (внутриутробная гипоксия, асфиксия в родах, родовые травмы, недоношенность);
- Нарушение кровоснабжения мозга, работы сосудов;
- Повреждения шейного отдела;
- Незрелость моторных отделов мозга;
- Недостаточная иннервация мышц артикуляционного аппарата. (гипо/ гипер тонус скуловых, щёчных мышц и языка).
- Психологические причины темповой задержки речи:
- Повышенная тревожность;
- Отсутствие развивающей языковой среды:
- с ребёнком мало разговаривают, семья немногословна
- ребёнок не видит артикуляции взрослого человека
- речь звучит как фон, например, при постоянно включенном телевизоре, в этом случае речь воспринимается потоком и не наполняется смыслом;
- Отсутствие внутренней мотивации к речи, например, при гиперопеке, при повышенном внимании к малышу;
- Завышенные требования к ребёнку, настойчивые просьбы повторить слово—формируется речевой негативизм.
Если ребёнок в 4 месяца не реагирует на обращение матери, не улыбается ей, если в 9 месяцев у него нет лепета, если в 1,5 года малыш не произносит простые слова, стоит обратить на это особое внимание и обратиться к специалисту! Логопед поможет проанализировать причины и степень их влияния на речевое развитие.
Существуют функции, которые, развиваясь, запускают на определённых возрастных этапах развитие других функций.
Например, развитие тактильных ощущений ведёт за собой развитие зрительного восприятия. Так же и с речью!
Наиболее благоприятным периодом для развития речи является период от 0 до 3 лет: развитие сенсомоторных функций мозга повлечет за собой процесс появления речи у человека. Поэтому очень важно не упустить время и, при первых же подозрениях на темповую задержку речи обратиться к специалистам.
Также про задержку речи я писала ТУТ
Статья написана совместно с нейропсихологом Аллой Козуровой